Благотворительный идиотизм
Со всех уголков нашей необъятной страны приходят сообщения от сердобольных граждан, готовых приютить беженцев из Южной Осетии. Интересно, это те же люди, которые в свое время хотели приютить американского безработного Джо Маури и принцессу Монако сиротку Стефанию? Или у них уже дети подросли?
Известное в городе предприятие перевело миллион рублей на счет благотворительного фонда помощи пострадавшим в Южной Осетии. Похвально. Только само предприятие переживает не лучшие времена и не платит зарплату сотрудникам. Вопрос: а может быть, сперва заплатить людям за проделанную ими работу, а потом заниматься благотворительностью, но уже за собственный счет?
То, что это же предприятие с сентября повышает расценки на 40 процентов, пользуясь своим почти монопольным положением – это, конечно, его право. Тем не менее, получается, что за помощь жителям Южной Осетии заплатят еще и клиенты, которые об этом ни сном ни духом.
Конечно, нехорошо так говорить, но чем быстрее такой бизнес умрет, тем поучительнее.
Гуманитарную помощь в Южную Осетию отправляют с июля 2004 года. Преимущественно из Москвы и Московской области, а также по линии МЧС России. Отправляют автоколоннами и железнодорожными составами. Дарят автобусы, автомобили, экскаваторы, продукты, стройматериалы, медикаменты. Периодически Грузия восставала против этих отправок, поскольку-де «мы же не отправляем муку в Чечню». А это потому что вы жадные, отвечала российская сторона. А нам не жалко. Мы любим наших братьев-осетин.
Периодически в Осетии ловили за руку людей, продававших гуманитарную помощь налево. Пойманным за руку грозили пальцем. Одному главе сельской администрации дали три года условно – это было самое тяжкое наказание. Игроки покрупнее оставались (и остаются) вне поля зрения правоохранительных органов.
После вооруженного конфликта с Грузией ручейки гуманитарной помощи превратились в потоки. Москва по распоряжению мэра Лужкова выделила несколько миллиардов рублей на строительство нового микрорайона из 700-800 домов коттеджного типа. Всего планируется обеспечить жильем 34 тысячи человек. А до этого уже восстановили целый микрорайон в Грозном – с двумя школами, роддомом и детским садом. Чтобы чеченским детишкам было где родиться, учиться и стремиться.
Превзойти Москву невозможно – ресурсов не хватит. Но все стараются. 40 тонн гуманитарного груза доставлено из Ростовской области. Фонд помощи Южной Осетии зарегистрирован в одном из районов (!) Псковской области. Новость того же дня: в Псковской области десять районов остались без света из-за того, что злоумышленники похитили 5,5 километра электропроводов.
В Волгоградской области работники шинного завода приняли решение перечислить жертвам грузинской агрессии дневной заработок. Как сообщается в пресс-релизе, такое решение было принято директором ИМЯРЕК и единодушно поддержано работниками предприятия. Попробовали бы они не поддержать. А директор теперь известный филантроп. И просто известный. В газетах пишут – ИМЯРЕК заявил, что долг каждого и т.д.
Со всех уголков нашей необъятной страны приходят сообщения от сердобольных граждан, готовых приютить беженцев из Южной Осетии. Интересно, это те же люди, которые в свое время хотели приютить американского безработного Джо Маури и принцессу Монако сиротку Стефанию? Или у них уже дети подросли?
По сравнению с российской всемирной отзывчивостью гуманитарная помощь из Европы кажется жалкой издевкой. Голландия перечислила 500 тысяч евро. Италия отделалась двумястами тысяч. Впрочем, что ждать от европейцев – они вообще считают сведения о тысячах трупов и полностью разрушенном Цхинвали преувеличенными.
Красноярск, как принято говорить, «не остался в стороне от трагедии». Ежедневный заработок перечислили сотрудники городской и всех районных администраций Красноярска, местного отделения РЖД, прочие бюджетники, а также зэки. Все они сознательно и добровольно согласились перечислить деньги сразу же после того, как были поставлены об этом в известность вышестоящими товарищами. Кто поставил в известность самих этих товарищей, догадаться, в общем-то, нетрудно.
На восстановление разрушенного хозяйства Южной Осетии, по словам премьер-министра Владимира Путина, будет отпущено 10 млрд рублей из российского бюджета. Думается, это только начало.
В Южной Осетии, по официальным данным, проживает 120 тысяч жителей. По неофициальным – от 30 до 70. Точно никто не знает, поскольку это ведь не государство и не регион, это черная дыра. Но даже если взять по максимуму и прикинуть, сколько же на одного осетина приходится и придется гуманитарной помощи, неминуемо возникнет ощущение некоторой несоразмерности. Некоторого даже идиотизма. Мы что их, пряниками хотим закидать? Или весь мир удивить добротой? Зачем нескольким десяткам тысяч осетин столько россиянских дневных заработков? Особенно если учесть, что все необходимое – медикаменты, одежда, обувь, продукты – уже доставлено согласно списку и с большим-пребольшим запасом?
Костры тщеславий горят по всей России. К административному ресурсу, привычно насилующему все, до чего он может дотянуться, добавляются директора-филантропы, социально ориентированные банкроты, корпоративные фюреры, просто нереализованные граждане, ищущие только случая доказать свою нужность миру – непременно оповестив об этом максимально возможное число сограждан. Почему так хочется сделать добро жителям другой страны? Возьми ребенка в местном детдоме, они ведь еще не закрыты. Вынеси денег бабушке у подъезда – ей не на что купить хлеб и настойку боярышника. Заплати своим сотрудникам зарплату и не требуй у них отчета, куда они ее потратят. Это не твое собачье дело.
Это даже не дело президента Медведева.