Металлурги отказались от государственной поддержки
Правительство готово поддержать деньгами еще одну отрасль — сталелитейную, однако металлурги оказались от помощи и попросили помочь потребителям стали.
В пятницу владельцы крупнейших сталелитейных холдингов — ММК, НЛМК, «Северстали», Evraz Group и других встретились с первым вице-премьером Игорем Шуваловым, а затем и с вице-премьером Игорем Сечиным, пишет газета «Ведомости». На совещаниях шла речь о поддержке сталелитейной отрасли. Из-за кризиса металлурги уже стали сокращать производство: Магнитка — на 15%, «Северсталь» — на 25%. На встрече с Сечиным к металлургам присоединились потребители их продукции — руководители автоконцернов, трубных и нефтяных компаний.
«Денег мы не собирались просить и не просили», — утверждает один из металлургов — участников совещаний. Но правительство решило предложить их само — на выполнение инвестпрограмм. «Решено, что компаниям отрасли будут выделены деньги не просто для их поддержания на плаву, а для того, чтобы эти компании могли выйти на новое качество», — отметил сотрудник аппарата правительства. Сумму он назвать отказался, добавив, что речь идет об «объемах, необходимых для модернизации отрасли».
По информации akado.com, стоимость запланированных инвестпрограмм НЛМК, «Северстали», Evraz Group и ММК на 2008 год оценивали в $6 млрд. Из-за кризиса часть этих инвестпрограмм компании начали сворачивать. Металлурги уверяют, помощь государства им не нужна! Правительство предлагает кредиты на коммерческих условиях. «А зачем нам брать деньги у государства под высокие проценты на строительство агрегатов, без которых мы сейчас можем обойтись?» — отметил сотрудник одного из комбинатов. «Спрос на рынке упал, и строить что-то новое нет смысла», — добавил другой.
Важнее, чтобы правительство поддержало покупателей стали, считают металлурги. «Помочь отдельно взятой металлургии пережить кризис невозможно, — заявил сотрудник одного из меткомбинатов. — Ведь если строителям или автоконцернам нечем платить за металл, для нас это тоже проблема». Металлурги хотели бы, чтобы правительство подумало, как поддержать ипотеку, лизинг, автокредитование и не сворачивало государственные инфраструктурные проекты. Надо подумать и о финансировании инвестпрограмм нефтяников, добавил управляющий одной из трубных компаний.
Цены на автолист в мире упали на 22%, отметил президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин. Но никакой выгоды для автопрома в этом нет, ведь в договорах цены привязаны к рынку России и СНГ. Автопроизводители хотят учитывать и мировую конъюнктуру, уточнил Алешин.
Металлурги просили также ускорить возврат НДС, заморозить тарифы естественных монополий, разработать меры по снижению цен на уголь (они остались на прежнем уровне, тогда как цены на сталь упали на 20−30%) и установить заградительные пошлины на некоторые виды проката.
С некоторыми из предлагаемых мер Шувалов согласился. «Дано поручение разработать меры по ускоренному возмещению НДС — в течение месяца», — отметил источник. По остальным просьбам решений не принято. Представитель РЖД отметил, что компания готова к изменениям в тарифной политике, но если речь идет о замораживании тарифов, то одновременно необходимо продумать механизм возмещения убытков РЖД. На встрече с Сечиным металлурги обсудили другую проблему — длинные контракты. Меткомбинаты и их клиенты скоро начнут согласовывать договоры на следующий год, которые будут действовать с апреля 2009 года. В них надо прописать формулу цены, которая отвечала бы на колебания рынков. Но как это сделать — пока никто не знает. Представители компаний — участников совещания и пресс-службы правительства от пояснений отказались.