Если бы НТВ вдруг стал HBO
Среди современных российских писателей не так много авторов из Средней Азии. Самым ярким из них является Евгений Абдуллаев (Сухбат Афлатуни) из Узбекистана
Среди современных российских писателей не так много авторов из Средней Азии. Самым ярким из них является Евгений Абдуллаев (Сухбат Афлатуни) из Узбекистана. Иногда кажется, что он отдувается «за всю Одессу», в одиночку рассказывая о регионе. Молчание постсоветских республик парадоксально. Если мы хотим, чтобы российская литература из локальной стала общезначимой (для всего русскоговорящего мира), то и в этих странах должны появляться важные для нас всех тексты. Роман «Заххок» Владимира Медведева пример одного из них.
Самое горькое событие в новейшей истории Таджикистана — это гражданская война 1992–1997 годов. Именно о ней рассказывает роман. Автор большую часть жизнь прожил в республике, работал сельским учителем, корреспондентом. Он собирал исторический и этнографический материал, брал интервью у участников конфликта.
В романе три уровня повествования. Русско-таджикская семья из-за убийства кормильца вынуждена скрываться в горном кишлаке у родственников. Там им не особо рады, ведь люди живут бедно, а власть захватил боевик, который хочет выращивать на отобранных землях мак. Сельчане желают сохранить и землю и свой традиционный уклад, но простым горцам сложно противостоять вооруженному отряду. А сам бандит-феодал — ставленник известного деятеля тех времен Бобо Сангака (реальной исторической личности) и пешка в большой политической игре. Борьбе семьи с враждебным окружением, конфликту крестьян с захватчиками и вообще гражданской войне посвящен «Заххок».
Книга состоит из 39 главок, каждая рассказывается от лица одного из 7 героев. Каждый голос уникален. Вот говорит кишлачный пацан, короткими предложениями, с соответствующей лексикой и оборотами:
«У хлеба — вкус Зарины. У похлебки тоже. Сажусь похлебку есть, Зарину вспоминаю. Чай пью, а Зарина будто рядом. У чая — аромат, как у Зарины. Утром в тени продрогну, от счастья дрожь берет — скоро на Зарине женюсь. Днем на солнцепеке согреюсь, в жар бросает — Зарину обнимать, целовать буду… Коровью лепешку на земле увижу — радуюсь, вспоминаю: Зарина в нашем доме корову доить будет».
А вот говорит русский журналист, c длинными философскими и историческими отступлениями:
«Никогда прежде мне не доводилось столь обострённо чувствовать материальность мира. Ярко освещенные горные вершины врезались в неистово синее небо. Холодный воздух сгущался в прозрачный ледяной коллоид. Под ногами незыблемо покоилась базальтовая плоскость, на которой высилась священная арча. Вещественность субстанции достигала максимального предела и, тем не менее, ее плотность многократно возрастала в центральной зоне — там, где с ветки дерева свисал, касаясь ногами земли, труп повешенного».
Но при всем многоголосии автор четко удерживает сюжетную линию. Каждая глава на свой лад продолжает другую, не давая читателю заблудиться. А действие романа очень динамично, что создает эффект сериала. Если бы канал НТВ вдруг превратился в HBO, но при этом сохранив любимые криминальные темы, то получился бы «Заххок».
Владимир Медведев органично вливается в современную российскую литературу, ведь его роман все-таки исторический. А история сегодня волнует нас всех. Но «Заххок» — это и расширение нашего исторического опыта, нанесение на него новых территорий. А гражданскую войну (не важно, кем она вызвана) — мы наблюдаем на наших глазах.
Иллюстрация — обложка книги, источник изображения: издательство Arsis Books,
обложка с www.ozon.ru
Эльнар Гилязов