Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»
3 декабря в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоится Творческий вечер дирижера Александра Косинского, посвященный его двойному юбилею
3 декабря в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоится Творческий вечер дирижера Александра Косинского, посвященный его двойному юбилею. В ноябре 2023 года Александр Хрисанфович отметил 75-летие. Ровно 45 лет он служит искусству в Красноярске – маэстро приехал сюда из Одессы накануне открытия театра оперы и балета.
– Александр Хрисанфович, чем вас так покорила Сибирь, что вы отдали ей большую часть своей жизни?
– Меня не раз спрашивали, почему я променял солнечную Одессу на холодную Сибирь. Но там у меня, молодого дирижера, особых перспектив не было, особенно в театре. И когда Игорь Леонидович Шаврук, тоже одессит, назначенный главным дирижером Красноярского театра оперы и балета, пригласил меня сюда, согласился не раздумывая. Коллектив нового театра составили люди из разных городов страны, всем нам предоставили жилье, и работы всегда хватало – театр выпускал много спектаклей и постоянно гастролировал. Параллельно я пошел преподавать, больше сорока лет посвятил педагогике. А еще 17 лет совмещал работу в театре и симфоническом оркестре – моя жизнь была интересной и насыщенной, и мыслей не возникало о том, чтобы отсюда уехать.
– Свою юбилейную программу вы назвали «Viva, opera». Вы немало дирижировали и балетами – почему решили составить концерт именно из оперных произведений?
– Потому что в балете дирижер, в общем-то, занимается только оркестром – разумеется, исполняя музыку в соответствии с балетными темпами, с хореографическим решением и т.д. А в опере он выступает совершенно в другом качестве, потому что приходится репетировать еще и с солистами, и с хором – комплекс задач здесь обширнее. На мой взгляд, оперный дирижер – это вершина нашей профессии. Конечно, в концертном дирижировании тоже есть своя специфика – огромный репертуар, обновляющийся каждую неделю, да и многие симфонические произведения гораздо сложнее, чем в опере, в которой оркестр где-то задействован на первом плане, а где-то выступает в качестве аккомпанемента. Но в опере есть свои особенности: спектакль, сколько бы раз ты его не исполнял, всегда будет звучать немного иначе, в зависимости от состава певцов.
– Стоит ли дирижеру отталкиваться от индивидуальности артиста?
– Не думаю, что дирижер должен быть диктатором, хотя именно дирижер задает тон спектаклю, ведет его, исходя из собственного понимания музыкальных темпов – у него свое представление о спектакле в целом и об отдельных его сценах. С певцами у нас редко возникают разногласия на этот счет – настоящие профессионалы прекрасно понимают, чего мы от них требуем. Но дирижеру при этом очень важно учитывать физические возможности певцов. Если человеку трудно петь в предлагаемых темпах, если у него не хватает дыхания – в таких случаях обязательно нужно идти навстречу артисту.
Есть солисты, вполне способные самостоятельно подготовить партию. Например, Дмитрий Хворостовский прекрасно готовил свои партии на самом высоком уровне. Но есть процессы, требующие подключения дирижера – скажем, подготовка вокальных ансамблей.
– Вы уже полвека в профессии. Меняются ли требования к ней?
– Да, безусловно. 45 лет назад, когда в Красноярске открылся театр, в стране вообще были другие условия – по оплате труда, составу оркестров, выпуску и прокату спектаклей. Наш оркестр тогда включал в себя не больше 60 человек – это был стандартный штат коллектива, определенный на уровне Министерства культуры СССР. За сезон нужно было обязательно выпустить две оперы, два балета и сказку для детей. Играли по семь спектаклей в неделю – один день выходной, в воскресенье по два показа. Понятно, что при таком плотном графике спектакли годами не репетировались, текущий репертуар мы сразу выходили и играли. Это вынуждало нас держать себя в постоянном тонусе, но все же при такой потогонной системе добиться высокого качества исполнения очень трудно. В дни каникул мы вообще давали по три спектакля в день, причем практически с одним и тем же составом музыкантов! У меня однажды так за месяц был сыгран 31 спектакль. И если вначале появление театра оперы и балета в Красноярске жители приняли с восторгом, то спустя три года начался заметный спад – собирать полные залы уже не удавалось.
Сейчас задачи те же самые – важно, чтобы каждый спектакль исполнялся на самом высоком уровне, – но условия стали совершенно другие, гораздо лучше. Состав оркестра расширился в полтора раза, пополнился множеством талантливых молодых музыкантов, у нас появилось репетиционное время – ни один спектакль теперь не проходит без обязательных репетиций, о чем прежде мы и мечтать не могли. И публика нам доверяет – у театра сформировался свой круг зрителей, интересующихся всем, что у нас происходит. Это замечательно. Желаю театру и дальше успешно развиваться и приглашаю всех на свой творческий вечер.
Автор: Елена КОНОВАЛОВА