Государство пытается стать заметнее в Интернете
Госучреждения и ведомства продолжают осваивать Интернет. Многообещающие планы по информатизации государственных услуг, несмотря на это, не оправдывают возложенных надежд: интернет-аудитория в лучшем случае не довольна качеством «виртуальных» услуг, в худшем — не ощущает их присутствия.
Государственные учреждения и ведомства продолжают осваивать Интернет, ориентируясь на прогрессивный информационный подход высшей государственной власти. Многообещающие планы по информатизации государственных услуг, несмотря на это, не оправдывают возложенных надежд: интернет-аудитория в лучшем случае не довольна качеством «виртуальных» услуг, в худшем — не ощущает их присутствия.
Государства в Интернете не ощущает половина россиян
Интернет-проект Ruметрика привёл данные о развитии сектора «Государство» в Рунете на основе данных рейтинга Рамблер ТОП100 и поисковой системы Рамблер. Предметом исследования стали аудитория сайтов, тематика ресурсов и их количество, наиболее востребованные пользователями направления и запросы. Исследование охватывает период с июля 2009 по февраль 2010 года.
Результаты прямо пропорционально отражают качество восприятия, бытующего в интернет-сообществе. Несмотря на то, что среднесуточная посещаемость государственного сектора в рунете выросла более чем вдвое, присутствие государства в Интернете не ощущают 45 процентов россиян. Данные исследования свидетельствуют о том, что пользователями «виртуальных» госуслуг являются исключительно активные интернет-пользователи: только 5% населения пользуются ими регулярно. Словом, основной аудиторией таких сайтов стало наиболее динамичное население страны — молодёжь. Об этом свидетельствует и тот факт, что большая часть пользователей — 46% - считают подобные сайты «ограничением для решения вопросов»: им привычнее и проще добиваться своего вживую, глядя в глаза.
При этом почти половина опрошенных заявляет, что им не хватает информированности о госуслугах, а также их качества. 64% респондентов отмечают нехватку сайтов у многих госучреждений. Общее недовольство качеством госулуг в Интернете красноречиво иллюстрирует статистика: в декабре 2009-го количество запросов «госуслуги» увеличилось в 20 с лишним раз, к январю 2010-го - сократилось втрое.
Особенности аудитории госсектора рунета
Согласно данным Рамблер ТОП100, состав Топ-20 в феврале 2010 года отличается от аналогичного рейтинга середины 2009-го соотношением федеральных и региональных сайтов: если полгода назад региональных ресурсов в рейтинге насчитывалось чуть больше, то в 2010-м – их соотношение равно. Иными словами, несмотря на то, что доля пользователей из регионов растет, достаточно внимания они уделяют именно сайтам федеральных госресурсов. Из десяти популярных региональных ресурсов четыре принадлежат Москве, также отмечены такие регионы как Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Пенза, Ижевск, Нижегородская область и Республика Карелия. В общем рейтинге нашумевший Портал государственных услуг (Gosuslugi.ru) – пятый с суточной аудиторией порядка 11,4 тыс. человек. По посещаемости он уступает сайтам Федеральной налоговой службы (51,6 тыс. человек в сутки), официальным порталам Правительства Республики Татарстан (18,9 тыс.) и Администрации Санкт-Петербурга (15,9 тыс.), а также сайту Фонда Социального страхования РФ (11,8 тыс. пользователей).
Еще одной особенностью аудитории госсектора рунета оказался достаточно высокий интерес к сектору со стороны пользователей из регионов РФ: москвичей из общего числа посетителей госсектора насчитывается менее трети, зарубежная аудитория – 12,35%, 60% - посетители из различных субъектов Федерации.
Эту тенденцию можно проследить и в Красноярском крае. Собственные сайты имеют большинство государственных ведомств, правда, их посещаемость строго зависит от популяризации интернет-коммуникации непосредственно самими ведомствами. Говорить о статистике посещаемости сложно, ввиду того что большинство из них не имеют соответствующих счётчиков.
В рейтинге Рамблер ТОП100 из наиболее популярных красноярских госсайтов можно встретить лишь сайт Управления Федеральной налоговой службы РФ по Красноярскому краю, который занимает 21 место в разделе «Администрации». В то же время в рейтинге Mail.ru сайт ведомства занимает уже 30-ю позицию в разделе «Государство», обладая среднесуточной аудиторией в 500 посетителей. Зато в этом рейтинге присутствует сайт Агентства госзаказа администрации Красноярского края, который занимает 13-ю строчку с 1,1 тыс. посетителей в сутки. Для сравнения – ФНС РФ, который занимает 1-е место, посещают в среднем 13 тысяч человек в сутки.
В рейтинге Mail.ru присутствует похожий раздел рейтинга - «Власть», - в котором 10-ю строчку занимает Официальный портал Красноярского края с посещаемостью 1,5 тыс. посетителей. На 39-й позиции рейтинга можно найти сайт Законодательного Собрания края, собирающего среднесуточную аудиторию в 300 человек. На первой строчке рейтинга находится официальный портал Правительства Республики Татарстан, позиции которого не кажутся недосягаемыми на общем фоне – 6,8 тыс посетителей в сутки.
Как создать электронное Правительство
Анализируя статистические данные, хочется верить, что спектр госуслуг в Интернете будет расширяться и прогрессировать. Определённое движение в этом направлении ведётся. 11 марта, например, состоялось первое всероссийское совещание «Приоритетные задачи по переходу на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде». В совещании приняли участие представители Минкомсвязи России, Минэкономразвития России, Аппарата Правительства Российской Федерации, компании «Ростелеком», Сбербанка, а также представители руководства всех 83 субъектов Российской Федерации.
По словам министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щёголева, для федерального центра и регионов крайне важно совместно искать пути реализации решений руководства страны в области создания электронного правительства в России. Эта работа давно ведется как на федеральном уровне, так и во многих субъектах Российской Федерации. Вместе с тем, часто эта деятельность происходит несогласованно.
«Сегодня мы смогли взломать лед разрозненности на пути создания электронного правительства», - отметил глава Минкомсвязи. Регионы могут изучить опыт друг друга, учесть допущенные ранее ошибки и перенять удачные решения. «Это позволит внедрять решения на новом уровне, о котором несколько лет назад нельзя было догадываться», - подчеркнул Игорь Щёголев.
Как отметил глава Минкомсвязи, «мы должны постоянно помнить, что деление услуг на «федеральные», «региональные» и «муниципальные» для граждан России очень условно» – в нашей стране нет «федеральных», «региональных» или «муниципальных» граждан». В глазах россиян за создание электронного правительства несут ответственность в равной степени все уровни власти. Именно поэтому так важно активное участие региональных властей в создании целостного электронного правительства, в том числе при разработке электронных услуг.
Игорь Щёголев отметил ключевые точки соприкосновения федерального правительства и региональных органов власти. Во-первых, Минкомсвязь России готово осуществлять методологическую поддержку формирования электронного правительства в регионе. Подготовлен комплект методических рекомендаций по переходу на предоставление услуг в электронном виде, в ближайшее время он будет направлен в регионы.
Во-вторых, регионы смогут использовать типовые программные и технологические решения, созданные различными федеральными органами власти. Наконец, нужна совместная работа по корректировке нормативно-правовой базы.
Директор Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ Константин Носков отметил, что электронное правительство – это не только информационные технологии, «это новый тип управления государством, новый тип взаимодействия государства и граждан». По его мнению, перед государством стоит задача формировать у граждан спрос на получение госуслуг именно в электронном виде.
Важный аспект внедрения электронного правительства – мониторинг работы субъектов. С этой целью, как сообщил директор Департамента государственной политики в области информационных технологий Минкомсвязи Артём Ермолаев, показатели работы по переводу госуслуг в электронный вид включены в перечень показателей эффективности деятельности губернаторов регионов.
Для эффективного взаимодействия регионов по инициативе Игоря Щёголева в течение месяца будет создана социальная сеть, где представители регионов смогут вести диалог и обмениваться опытом.
«В Красноярском крае уже внедряется одна из составляющих комплекса электронных услуг - единая социальная карта, но необходимо активизировать работы в целом. Регионам поручено до конца марта представить планы действий по переводу госуслуг в электронный вид, и мы должны одними из первых справиться с этой задачей», - отметил министр финансов Красноярского края Михаил Котюков. Министр отметил, что план по переводу госуслуг в электронный вид Красноярский край должен предоставить уже до конца марта.
Прошедшее совещание стало первым в цикле встреч с представителями регионов. В течение следующих полутора месяцев ведомства, ответственные за перевод госуслуг в электронный вид, проведут отдельные совещания с представителями каждого федерального округа, где обсудят конкретные проблемы, стоящие перед каждым округом.