Прекрасная Галатея
Сила любви может оживить даже мрамор! По просьбе влюбленного скульптора, Боги вдохнули жизнь в прекрасную статую. Но… Ожившая красавица оказалась настолько своенравной, что ее создатель горячо пожалел о своей просьбе. Древнюю и вечно юную история о статуе, оживленной силой великого Таланта и великой любви его создателя расскажут артисты Красноярского Музыкального театра.
Сила любви может оживить даже мрамор! По просьбе влюбленного скульптора, Боги вдохнули жизнь в прекрасную статую. Но… Ожившая красавица оказалась настолько своенравной, что ее создатель горячо пожалел о своей просьбе. Древнюю и вечно юную история о статуе, оживленной силой великого Таланта и великой любви его создателя расскажут артисты Красноярского Музыкального театра.
Сказка, легенда, миф О ЛЮБВИ В МУЗЫКЕ И МРАМОРЕ…
Древнегреческий сюжет о необыкновенной силе любви, способной оживить камень на сцене Красноярского театра будет представлен современно — временем действия своей «Прекрасной Галатеи» режиссер Николай Покотыло и художник Юрий Наместников выбрали середину 19 века, когда жил и творил сам Зуппе. Зрители попадают в мир богемы — талантливых мужчин и их прекрасных, свободных, но капризных женщин. Галатея носит не греческий хитон, а модные платья. Свита мецената Мидаса появится во фраках, а музы — в костюмах танцовщиц кабаре. Все, что есть на сцене: детали декораций, музыкальные инструменты и даже сами музыканты, — участвует в действии.
«Прекрасная Галатея» – одна из ранних работ Зуппе. Рассказ о том, как скульптор Пигмалеон, полюбив свое творение просит богов вдохнуть в статую жизнь.Ожившая Галатея соглашается носить имя, данное ей Пигмалионом, но это единственное, что она согласна взять у бедного художника. Ей не нужна искренняя и возвышенная любовь скульптора: Галатея жаждет славы, богатства, роскоши и поклонников – достойной оправы ее красоте. Словом, она моментально разбирается в окружающих ее вещах и превращается в любительницу красивой жизни. Романтик Пигмалион несказанно рад оживлению любимой, но он явно растерян: что же делать со своевольной красавицей? Скульптору не по карману притязания Галатеи. Она поступает просто: раз нет денег – прощай, милый! Но и «простой древнегреческий олигарх», меценат Мидас ожившей статуе нужен лишь до той поры, пока продолжает дарить роскошные подарки. Ей же самой по вкусу приходится слуга Пигмалиона, расчетливый Ганимед. Когда доведенный поведением Галатеи до отчаяния несчастный Пигмалион вновь умоляет о помощи высшие силы, верховный бог лично превращает ее обратно в статую. Как говорится в известной древнегреческой поговорке, «Зевс дал – Зевс взял».
Мужчины искренне сожалеют об уходе Галатеи. Каждый по-своему. Пигмалион тоскует о своем творении и о несбывшейся любви, Мидас – о драгоценностях, которые окаменели вместе с Галатеей. Лишь Ганимед, несмотря на то, что ему тоже грустно без красавицы, единственный из всех остался в выигрыше – с денежками Мидаса!
Заметим: несмотря на то, что оперетта написана в 1865 году, ее сюжет по-прежнему актуален – отношения между людьми всегда будут находиться в центре внимания. Вечная проблема выбора между богатством и чувствами до сих пор продолжает находить свое отражение в искусстве.
Известно, что классические оперетты Ж. Оффенбаха, Ш. Лекока, Ф. Зуппе никогда не шли в России в авторской редакции. Постановщики или писали новые пьесы, или до неузнаваемости переделывали оригинал, приспосабливая либретто к русской сцене и добавляя в него ту или иную долю злободневности. Автор либретто «Прекрасной Галатеи» А. Меньшиков создал свой вариант, в котором то и дело мелькают меткие «древнегреческие поговорки»: «дорога не жертва, дорого внимание», «на богиню надейся, а сам не плошай», «я тебя породил – я тебя и разобью». Появляются и ассоциации с советской эстрадой: «Давайте споем!» – требует подвыпившая Галатея, а спрятавшийся за занавеской Мидас комментирует: «Споемте, друзья». А чего стоит «Нормально, Ганимед? – Отлично, Галатея!». Эти моменты добавили оперетте злободневности уже российского толка. Вот такая она — «Прекрасная Галатея» — озорная, искрометная, ироничная и немного хулиганская — мифы живут и сегодня, если они о любви!
Николай ПОКОТЫЛО «…Когда я смотрю на оперетты и выбираю какую-либо к постановке — определяющую роль играет музыка… В музыке Зуппе есть место и нежности, и страсти, и даже Дуэту поцелуев; написанная под влиянием творчества Ж.Оффенбаха и итальянской оперной музыки, с великолепными вокальными ансамблями, изощренными соло, «Галатея» позволяет певцам продемонстрировать актерские возможности, а также технику и красоту голоса, в ней есть грация, есть что петь, есть где играть, есть над чем иронизировать, есть жизнь. Это интересно. Произведение Франца фон Зуппе отличается необычным для оперетты пренебрежением к сценическим шаблонам. Здесь почти нет устойчивых характеров, столь присущих (иногда до зубной боли…) жанру оперетты. Слуга Пигмалиона Ганимед – поет как герой, играет как простак. В оперетте есть эпизоды бельканто, где надо петь по-настоящему, и тут же – эпизоды гротесковые, игровые. Амплуа перетекают одно в другое, границы между ними размыты, и это делает спектакль по-настоящему живым и современным. Зуппе написал музыку, которая не просто хорошо сочетается с драматической задачей, но сама диктует актерские ходы».
Имя австрийского композитора Франца фон Зуппе (1819–1895) до сих пор продолжает оставаться в тени своего блестящего современника Иоганна Штрауса-сына. Однако не будь Зуппе, возможно, не было бы в Вене и оперетты. Именно Зуппе остался в истории как зачинатель венской оперетты, открывший ее золотой век. Вдохновленный Жаком Оффенбахом и его опереттой «Свадьба при фонарях», клавир которой попал в 1856 году в Вену из Парижа, Зуппе начинает работать в новом жанре. Когда взошла звезда И. Штрауса, Зуппе не стал соперничать с ним, но оперетт сочинять не перестал. Лучшие его творения, «Донья Жуанита», «Боккаччо», «Пиковая дама» с успехом шли на сценах Европы и России.