Литературный блог. Мариам Петросян «Дом, в котором…»
Роман Мариам Петросян «Дом, в котором …» за всего два года своего существования успел стать культовым. И, как и положено культовому роману, заслужил на свой счет самые различные оценки.
Роман Мариам Петросян «Дом, в котором …» за всего два года своего существования успел стать культовым. И, как и положено культовому роману, заслужил на свой счет самые различные оценки.
Если, испытывая вполне понятный трепет перед прочтением почти 1000-страничной книги, залезть в Интернет и почитать рецензии, выяснится, что довольно значительная часть прочитавших хает «Дом» на чём свет стоит, остальные же взахлёб рассказывают об удовольствии, книгой этой подаренном. При этом, первые ставят Петросян в вину незнание детской психологии, вторые же часто и вовсе не могут объяснить, чем именно книга их так привлекла. Рассказы о незабываемых минутах, подаренных книгой Петросян, в их изложении больше напоминают впечатления от первого употребления LSD, и информации практически не несут.
Так что для получения адекватной оценки книгу Петросян «Дом, в котором… » надо прочитать. Первое, что понимаешь во время чтения, обвинения писательницы в незнании дефектологии - чушь собачья. «Дом» - это что угодно, но только не реалистический роман о судьбе детей-инвалидов, впрочем, для того чтобы было понятно причем здесь дети-инвалиды, придётся хотя бы немного пересказать сюжет.
Итак, где-то (точнее сказать не получится) существует интернат для детей, от которых отказались родители. Дети, живущие в нём, называют учреждение Домом. В Доме у каждого из них своя кличка, своя стая (взрослые зовут стаи группами) и своя жизнь. Странная, диковинная, ни на что не похожая. У многих детей физические недостатки: кто–то слеп, кто-то не имеет рук, кто-то привязан к инвалидной коляске. Однако сами дети вовсе не страдают из-за своих дефектов и отсутствия родителей. «Дом, в котором…» - это не социальная драма, а скорее эпос, что-то вроде герметичной «Одиссеи» или, может быть, «Властелина колец».
В Доме свои герои, правители, колдуны и злодеи, есть даже драконы и вполне себе хтонические чудовища. Персонажи коротают время в весёлых пирах, далёких странствиях и эпических битвах. Трудно поверить, что все эти события проходят в пределах одного, пусть и бескрайнего Дома, который они ни за что не хотят покидать.
Главного героя в книге нет, отчего повествование становится несколько мозаичным. Петросян передаёт нить рассказа от одного жителя Дома другому, и те ведут рассказ, исходя из своего взгляда на жизнь и места во внутренней иерархии. В книге тысяча слоёв и сюжетных нитей, из переплетения которых создаётся действительно грандиозное и ни на что не похожее произведение.
Впрочем, сказать, что роман идеален тоже нельзя. Во-первых, всё это дело несколько затянуто, если бы автор набралась смелости и срезала с книги страниц 200, то ничего бы от этого не потеряла. Наоборот, без этого словесного сала роман стал бы значительно легче и бодрее. Во-вторых, Петросян явно заплутала в собственном лабиринте, из-за чего несколько сюжетных линий так и остались недописанными. В-третьих, … однако, всё это уже придирки, «Дом в котором…» - действительно значительное произведение, может быть самое значительно в литературе за последние 20 лет.