Киноблог. «Суррогаты»: сурровые и суррьезные
Идея «Суррогатов» мощная, пусть и не абсолютно новая. Кому-то фильм навеял ассоциации с «Терминатором-3» того же режиссера Джонатана Мостоу, кому-то напомнил «Я, робот», «Геймер» и множество фильмов на тему «человек-машина-виртуальность»…
«Идем все, как суррогаты», – пошутил кто-то в толпе, валящей с сеанса. Наверное, что-то подобное в тот момент думали все: сотни красивых людей, пришедших красиво провести вечер. Желающих получить море впечатлений, не оставляя удобного кресла.
Идея «Суррогатов» мощная, пусть и не абсолютно новая. Кому-то фильм навеял ассоциации с «Терминатором-3» того же режиссера Джонатана Мостоу, кому-то напомнил «Я, робот», «Геймер» и множество фильмов на тему «человек-машина-виртуальность»… А для меня «Суррогаты» оказались на одной планке, пожалуй, с «Матрицей» (упомяну ее в суе): не по эпохальности, но по увлекательности идеи и по серьезности философии.
Люди к 2057-му году придумали новую электронную игрушку – роботов-суррогатов, своих двойников или альтернативные «я», идеально-глянцевых, прыгающих, как супермены, и, если надо, погибающих вместо хозяев, пока те спокойно лежат в креслах и управляют суррогатами силой мысли. Однако появляется устройство, дистанционно убивающее не только «сурра», но и его «хозяина». Полицейский Харви Грир (Брюс Уиллис), расследуя это дело, теряет в бою своего суррогата, затем напарницу, и, наконец, после пары захватывающих гонок выходит на изобретателя роботов. Старик, мечтавший подарить новые возможности инвалидам, теперь борется с собственной идеей суррогатов, заменивших живых людей. В борьбе он использует лидера «дредов» – малочисленного сообщества людей, отвергающих машины и живущих в резервациях. Конечно, Брюс спасает мир и губит ставших ненавистными и ему суррогатов. А люди, лишенные клонов, выползают на свет божий …
Что ни говори, сюжет не особо оригинален: поворот с «чокнутым профессором» использовался не в одном фильме, мультфильме, комиксах и т.д. Однако «Суррогаты» – не просто рядовой боевик с уже не таким боевым Уиллисом. Захватывающим кино делает сама идея суррогатов – она, как всякая фантастика, увлекает. «Извините, я ходил в туалет», – вдруг, выходя из забытья, говорит робот… Периодически их ставят на зарядку – кабины стоят во всех общественных местах... Суррогатов используют в военных действиях, их «хозяева» безразлично «погибают» снова и снова, словно проходя уровень в компьютерной игре… И все «сурры» контролируются спецслужбами, в любой момент отключающими неугодных…
Пытливый ум, как водится, находит некоторые нестыковки. Если люди изобрели суррогатов, не могут ли они создать и для боя какие-то более совершенные машины? Если «сурр» призван обезопасить своего обладателя, почему люди не лежат в каких-нибудь бронированных камерах, а могут быть тупо убиты любым, кто проберется в дом, пока они в теле суррогатов катаются где-нибудь в Альпах? Нам ничего не сказали об интимной стороне их жизни. И не показали ни одного ребенка-суррогата (а ведь можно было так трогательно развить тему гибели сына Грира).
Однако такие моменты недосказанности, пожалуй, не особо портят фильм. Они дают поскрипеть шурупам в нашей голове – не все же попкорн жевать. Не удивлюсь, если все это обмусолят в «Суррогатах-2» или «-3»: идея действительно масштабна и может дать платформу для нагромождения еще тонн спецэффектов (для тех, кто остался недоволен их умеренным количеством здесь) и продажи на сеансах миллионов литров «Кока-колы».
Чем фильм подкупил меня – это серьезностью, великолепно подкрепленной музыкой. Лучше иронизировать над печальными монологами «крепкого орешка», чем слушать шуточки и заигрывания с аудиторией по принципу «и вашим и нашим», которыми грешит сейчас большинство лент. Серьезный настрой полагается настоящей утопии, обернувшейся антиутопией. Он наводит на печальные параллели с нашей сплошь виртуальной жизнью, состоящей из общения, вместо живых людей, с их обработанными в «Фотошопе» аватарами… Девиз фильма – «Реален только ты». А реален ли, сидя сейчас в интернете со свернутым окном социальной сети?