Киноблог. «Ласковый май», легенд не ломай!
Актерский состав фильма не блещет громкими именами – никто никого не затмевает. Мальчики собраны, пожалуй, чуть более молодые, чем были участники группы в период ее славы, но симпатичные и искренне жизнерадостные.
Фильм «Ласковый май» подозрительно вышел в октябре – во время гастрольного тура Шатунова по России (заявленного как «в поддержку фильма»). Вышел – и умилил всех зрителей от 15 до 65. Хорошенькие мальчики в нем поют «Белые розы» и озаряют серость перестроечного времени. А зрители, выходя с просмотра в осенний холод, довольно мурлыкают: «Закат окончил летний теплый вечер»…
В «Ласковом мае» показан период становления и расцвета одноименной группы. Сначала рассказывается о пробивном детдомовском мальчике Андрее Разине, буквально навязавшемся во внуки к бабушке, которая оказалась домработницей матери Горбачева. Сомнительное родство с новым лидером страны Андрей запечатлевает на общее фото и демонстрирует сначала в колхозе, а потом и в Москве – чиновникам на телевидении, при необходимости не гнушаясь и телефонными разговорами голосом Михаила Сергеевича. Не став звездой эстрады сам, Разин случайно слышит в поезде «что-то новенькое» – песню детдомовского мальчишки. Разыскав Шатунова, он забирает его с друзьями и «худруком» – автором песен – в Москву. Здесь с помощью разных хитростей он малыми средствами добивается большой популярности группы, каждый раз честно деля гонорары. Пока поклонницы неистовствуют, ребята дурят рэкетиров, борются с коррумпированными чиновниками и делают роскошные подарки родным. На этом фоне разворачивается драма девочек из провинции, приехавших караулить под окнами своих кумиров и ставших жертвами самой неприглядной реальности. А потом приходит конец: существованию СССР, выступлениям «Ласкового мая», зажатого чиновниками и освистанного в прессе, и жизни доверчивых девочек… Зеркальный шар в отнятой студии в последний раз прокручивает трогательные моменты, и под разиновское «Другая страна – другие песни» зрители вытирают слезы.
Как говорили в интервью звездные прототипы героев, на документализм здесь никто не претендовал. Лысина у Горбачева без пятна, очередей за сахаром не показано, а в самой истории коллектива явно пропущены некоторые эпизоды. В реальности, по данным СМИ, Разин был уже не первым продюсером «Мая», привозить ребят в Москву не торопился, а группы-клоны создавал, как вы понимаете, вовсе не из сочувствия уставшим мальчикам. Ну, и отношения в группе таким теплом не отличались: даже мое подросшее поколение наслышано о скандалах, дележе денег, обвинениях в эксплуатации детей и прочих бесчинствах. И группа, подозреваю, развалилась не из-за смены власти, а из-за собственных междоусобиц и расхождения финансовых интересов, и к сенсационным публикациям в прессе был, скорее всего, зачастую причастен сам ловкий продюсер… А если уж показана, так сказать, романтическая история «по мотивам», то отчего же Юра Шатунов – это Юра Шатунов, а не какой-нибудь Шура Шептунов, а Андрей Разин – не какой-нибудь Сергей Заразин? Рождает мысли о том, что коммерция – она во все времена коммерция, и эпоха перестроечного шоу-бизнеса, в котором все средства были хороши, не так уж уверенно миновала.
Актерский состав фильма не блещет громкими именами – никто никого не затмевает. Мальчики собраны, пожалуй, чуть более молодые, чем были участники группы в период ее славы, но симпатичные и искренне жизнерадостные. Вячеслав Манучаров, сыгравший Разина, думаю, после картины станет востребованней в киномире. Игра актеров в фильме достойная: вначале есть смутное ощущение, что тексты дубоваты и актеры деревянны, но потом все расходятся, и ты им «веришь». Особенно приятен мне был Максим Литовченко в роли автора песен «Ласкового мая» – его обаяние, пожалуй, может вытянуть абсолютно любой сценарий.
Сценарий, кстати, у фильма неплохой. Мне стиль картины напомнил американские картины «для всей семьи» с захватывающими приключениями подростков. Так что молодым зрителям без «ностальгического багажа» кино тоже должно быть интересно. В ленте живо создается атмосфера истерического обожания группы, причем авторы не увлекаются затратными масштабами стадионов: гораздо ярче эмоции поклонниц видны на воссозданных небольших концертах. Ну, и, конечно, берут за душу дополнительные сюжетные линии: с несостоявшейся любовью Разина и с девочками, покончившими с собой из-за надругательства над ними криминальных авторитетов. Последняя история не просто добавляет в ленту драматизма, но и намекает на «другую сторону» культа «Ласкового мая» – около 150 самоубийств поклонниц, – впрочем, ответственность с группы снимает.
Совсем забыла! В конце фильма на несколько секунд показывают настоящих Шатунова и Разина: не пощаженных временем и разительно отличающихся от очаровательных актеров. Вот вроде бы документальный «мазок» в фильме, дескать: «смотрите, похожи ведь?» – принятый в американском биографическом кино. Но в том-то и дело, что у нас не похожи. Так фильм теряет последние следы волнующей документальности и остается в памяти светлой сказкой о мутной были.
Эх… Закат окончил летний теплый вечер, ла-ла-ла-ла-ла на краю земли…