«Аватар»: на’вироятный мир!
«Аватар» – фильм-прыжок в фантастический мир, фильм-взрыв привычных взглядов, фильм-полет к чему-то главному, что разбазарила наша цивилизация. Своим напором и патетикой он словно и сам преодолевает земную гравитацию повседневности – и предлагает вдохнуть немного ядовитого, но полного бешеной энергии воздуха чистой планеты.
«Аватар» – фильм-прыжок в фантастический мир, фильм-взрыв привычных взглядов, фильм-полет к чему-то главному, что разбазарила наша цивилизация. Своим напором и патетикой он словно и сам преодолевает земную гравитацию повседневности – и предлагает вдохнуть немного ядовитого, но полного бешеной энергии воздуха чистой планеты.
Джейк Салли (Сэм Уортингтон), бывший вояка с парализованными ногами, прилетает на Пандору вместо погибшего брата-ученого. В теле трехметрового синего аватара, к которому он подключается во сне, он должен войти в контакт с местным племенем На’ви – такими же гигантами, жизнь которых слита с их фантастическими джунглями. В недрах лесов таится дорогущий минерал унобтаниум, и если Джейк не уговорит племя уйти оттуда, военные начнут силовую операцию, для которой он параллельно собирает сведения. Стремясь стать своим среди На’ви, Салли проникается совершенством их мира, в котором гуманоиды, животные, растения – единое целое, связанное энергетическими полями Священного дерева – воплощения божества Эйвы. Они летают на своих птеродактилях, «подключаются» к пространству, наполненному голосами предков, а вокруг порхают воздушные «медузки» – посланники Эйвы… Джейк влюбляется в обучающую его принцессу Нейтири (Зои Салдана) – и тут приходят люди с бульдозерами и вертолетами. Бессмысленность происходящего настолько ошеломительна, что Джейк переходит на сторону На’ви, становится их вождем и в союзе с другими племенами и всем живым миром изгоняет захватчиков. И, прося Эйву о последней милости, навсегда расстается с человеческим телом, переселяясь в аватар.
Этот сценарий Джеймс Кэмерон (автор «Титаника») написал еще в 1995 году – и только теперь нашлись средства на его воплощение. Зато какое! Многолетняя работа студии по визуальным эффектам «Weta Digital» позволила создать «целую экосистему из фантасмагорических растений и существ» (слова Кэмерона). Над языком и культурой инопланетного народа работал Центр управления коммуникаций Университета Южной Калифорнии, над музыкой – Джеймс Хорнер («Титаник», «Чужие») с Вандой Брайант, этномузыковедом, а в некоторых композициях участвовал целый хор, поющий на придуманном языке. Мир гигантских растений и шестиногих животных получился таким живым, таким настоящим и выпуклым, что даже без 3d, мне кажется, должен создаваться потрясающий эффект присутствия. Весь фильм – сплошное движение, взлеты, прыжки, он весь создан как будто на вдохе. И пусть с самого начала понятно, что Джейку и Нейтири не избежать любви и на чьей стороне окажется герой, ценность картины не в фантастических поворотах сюжета.
Ее сила – в искренности, которой удалось добиться, погрузив зрителя в этот совершенный мир. И в правдивости: «Аватар» – не сказка, он полон социальных и культурологических мотивов. Очевидны параллели с захватническими войнами на земле: недаром в мировоззрении на’вийцев столько индейского и африканского. Упоминается, что Джейк воевал в Венесуэле – а значит, в 23 веке, когда происходит действие фильма, США уже захватили новые нефтяные земли. Параллель с земными процессами истребления богатейших культур ради наживы подчеркнута и в названии операции по усмирению пандоранцев – «Шок и трепет» (название американской военной доктрины, разработанной для вторжения в Ирак). «Что мы можем предложить им взамен? Дешевое пиво и джинсы?» – с горечью говорит Джейк в своем электронном дневнике…
Трогает в фильме не только контраст между совершенством мира На’ви и ущербностью нашей «высокоразвитой» цивилизации – «клана солдафонов». Трогает не сам пафос борьбы племени с захватчиками, а ее бесперспективность. Горько от понимания того, что победа на’вийцев – лишь временное положение дел. Люди вернутся и приведут больше техники – и что против нее сделают 2000 аборигенов, стаи птеродактилей, стада животных… На волне коммерческого успеха фильма Кэмерон планирует сделать трилогию – и сложно представить, чем народ и его справедливое божество смогут ответить человеческим железякам.
Сам режиссер сказал, что его картина выходит «на мифический уровень повествования». Она рассказывает о вечном и взывает ко времени, когда наш мир еще не знал «Кока-колы», а вместо кассовых фильмов слагались героические легенды… В конце же мы вынуждены «проснуться»: детям человеческой цивилизации не избежать возвращения в нее из «хождения во сне». Только своему отважному герою Кэмерон дарует высшую милость – больше не просыпаться. Во всяком случае, в первой части.