Киноблог. «Воображариум доктора Парнаса»: парнасография
Казалось бы, такая идея, такие актеры! Ленту сравнивали чуть ли не с «Мастером и Маргаритой». А на поверку – нет идеи, она набросана, намечена, но не доведена до пригодности к восприятию. Постмодерн как-то уж больно захлестнул создателей, кажется, забывших о зрителе.
Мммм… С чего бы начать хорошего… Мне понравился игрушечный поросенок, которого в конце несла героиня…
«Воображариум доктора Парнаса» – фильм, о котором хочется сказать или хорошо, или ничего. Отчасти это связано с трагической историей, сопровождавшей его создание. У Ларса фон Триера была мысль, что если у фильма нет трогательной легенды, для большего впечатления ее надо придумать. Тут Терри Гиллиаму придумывать не пришлось. Исполнитель ключевой роли Тони – Хит Леджер – умер во время съемок. На его место встали сразу три голливудских звезды: Джонни Депп, Колин Фаррелл и Джуд Лоу – и не взяли за свою игру ни цента, отдав гонорары вдове и дочке актера… Очень грустная история, тронувшая не только зрителей, но и прокатчиков, которые заинтересовались картиной, столь далекой поначалу от кассовости.
Доктор Парнас (Кристофер Пламмер) – бывший монах – заключил пари с Дьяволом, получил бессмертие и возможность материализовывать фантазии людей. Он кочует по современной Англии на разбитой театральной повозке с негром-карликом, молодым помощником и 15-летней дочерью. Как только ей исполнится 16, Дьявол (джентльмен с усиками и оттопыренными ушами в исполнении Тома Уэйтса) заберет ее себе. Таково условие второго пари, в результате которого Парнасу вновь была дана жизнь смертного с радостями любви. Случайно вытащив из петли потерявшего память незнакомца – Тони, – команда получает отличного менеджера, привлекающего народ на представления. За убогостью их сценического действа скрывается в буквальном смысле бесконечная глубина. Каждый попадающий за кулисы переносится в мир своих фантазий, где делает некий выбор, либо погибая от пороков, либо возвращаясь восхищенным. И вот Дьявол предлагает Парнасу, страдающему перед разлукой с дочерью, заманить в «закулисье» 5 душ – и Валентина свободна. В результате весьма фантасмагорических поворотов сюжета в Тони разоблачается аферист, а Валентина приносит себя в жертву, становясь пятой душой. В финале, как выясняется, торжествует справедливость – и доктор снова видит свою дочь, правда, издалека, весьма современную, имеющую дом и семью своей мечты. Как-то так.
Я не зря сомневаюсь, правильно ли передала смысл. Суть происходящего в фильме раскрыта, мягко говоря, неявно. Казалось бы, такая идея, такие актеры! Ленту сравнивали чуть ли не с «Мастером и Маргаритой». А на поверку – нет идеи, она набросана, намечена, но не доведена до пригодности к восприятию. Постмодерн как-то уж больно захлестнул создателей, кажется, забывших о зрителе. А киноманам осталось наблюдать бесконечную серость реальности, по которой кочуют герои, и ненормальную яркость мира воображения: то танцующих полицейских, то бандитов, взрывающихся под юбкой гигантской старухи, и все в бешеном темпе… Возможно, такие сцены в «Воображариуме» пытались выдержать в эстетике сумбурной фантазии, сна… но сон получился каким-то кошмарным.
Если честно, когда-то я не смогла досмотреть до конца гиллиамовскую «Страну приливов». Может быть, поэтому не имею права судить и «Воображариум»: кино на любителя. Однако что-то мне подсказывает, что, каким бы сложным и утонченным ни было киноискусство, в любых условиях, хоть на сонном ночном сеансе, оно не должно отшибать мозг, а должно как-то будоражить и захватывать.
Некоторые, кстати, восхищаются фильмом постфактум, обдумывая красивые идеи, которые должны бы быть положены в основу всей этой беготни. Я вот тоже проведу параллель с одним из образов: герои лезут по бесконечным лестницам к небесам, а желанное блаженство все так же далеко и перекладины ломаются под ногами… Я эту лестницу во время сеанса тоже не осилила, поэтому даже завидую тем, кто рассуждает о фильме восхищенно – видимо, их воображение помогло им подняться на благословенный Парнас.
А я, уж простите, пишу с грешной земли. И отсюда кажется, что из букв «в», «е», «ч», «н», «о», «с», «т» и «ь» авторы фильма умудрились сложить слово «апож». Невероятно, но им это удалось. Большое дело – «Воображариум».