Блог о кино. «Кандагар»: за Родину, достали на…
Благодаря мелким и точным авторским находкам сюжет получился вовсе не статичным. Внешнее бездействие пленников оборачивается внутренним поединком – с обстоятельствами, самими собой и друг другом.
Фильм «Кандагар» в эти выходные наконец-то побил сборы «Аватара». То ли все-таки любят русские люди патриотические ленты. То ли сыграла рекламная кампания. Афишу постарались сделать максимально «голливудскую»: суровые ребята выстроились «свиньей», все такие красивые и идеальные. Все это настраивает на просмотр бодрого боевика.
Но из истории противостояния характеров и культур не сделаешь экшена. Русские пилоты, никогда к подвигам не готовившиеся. Год сидения в «каменном мешке». Вы действительно ждали динамичного, стремительного фильма? Реальная история, положенная в основу сюжета, началась летом 1995-го года и продлилась больше года. Русский самолет, совершавший коммерческий рейс из Албании в Афганистан с патронами на борту, был насильно посажен талибами в бурлящем Афгане – в городе Кандагар. В режиме военного положения ссылки пилотов на международное право вызывали в ответ лишь автоматные очереди. Летчики стали пленниками с перспективой обучать афганских парней летному делу, принять Коран или быть «зарезанными, как бараны». Пережив бомбежки, тяжелые впечатления от дикости местных нравов, разочарование в дипломатических возможностях России, жестокие трения с мусульманами и разлад между собой, пилоты пришли к идее бежать любым путем. Благодаря дальновидности капитана возможным путем стал угон самолета – что и состоялось. Реальные герои этой истории стали Героями России.
Фильм, на мой взгляд, силен тремя вещами. Первая – мощь и красота истории. От фразы «Основано на реальных событиях» пробирает дрожь. Из жизни в фильм перешли непридуманный героизм и ненадуманный патриотизм, родившийся не из возвышенных представлений, а просто из того, что дом – это свое и жизнь, а Кандагар – это чужое и враждебность жизни. Русские, христианские и просто общечеловеческие убеждения здесь ярко и не совсем политкорректно схлестываются с экстремистскими.
Вторая – «атмосферность». Плен продлился год, побег – всего один день. Но без этого года не было бы бешеного заряда энергии, которая в этот день притащила руками талибов летчиков в аэропорт, сложила звезды на небе в единственно верную комбинацию и подняла-таки с земли самолет. Этот год надо было как-то показывать. Так, чтобы не было скучно, чтобы мы переживали вместе с героями, чтобы не было их жалко, но сжимались за них кулаки. Режиссеру Андрею Кавуну это удалось. Мир плена у него – это не мучения, а маленькая точка статичной, но своей жизни в бешено гремящем броневиками, стреляющим автоматами и казнящим без суда чужом мире.
Благодаря мелким и точным авторским находкам (игра в футбол, передача семейного альбома, зарезанный накануне «операции» баран, импровизированное застолье и т.д.) сюжет получился вовсе не статичным. Внешнее бездействие пленников оборачивается внутренним поединком – с обстоятельствами, самими собой и друг другом. Показаны неизбежные трения, отдаление и сплочение, пришедшее с первым дуновением запаха Родины и свободы. Третья сильная вещь картины – игра актеров. Молодцы ребята – тянет их так назвать, как земляков на чужбине. Очень правдоподобная и психологически верная игра. Хочется перечислить их по именам – исполнителей ролей тех, чьих имен мы точно не помним. Александр Балуев в роли капитана экипажа – настоящего, ответственного, а не играющего на публику – серьезен и тверд. Владимир Машков в роли второго пилота, как всегда, чертовски обаятелен. Андрей Панин неожиданно меняет свое актерское амплуа: в роли штурмана он отважен и положителен. Богдан Бенюк – бортинженер – трогателен и «настоящ». Александр Голубев – радист – колеблем обстоятельствами, как и положено самому молодому в команде.
Исключительная история должна и место в памяти соотечественников занимать исключительное. Место это, к сожалению, у большинства из нас пустое. Многие в 95-м были слишком молоды, чтобы запомнить героев своей страны. Молодцы авторы, что подняли эту тему – соединили для зрителей «приятное с полезным».
…А еще в этом фильме есть забываемый всеми герой – самолет. Он тут не источник опасности, а товарищ в «операции», ключ к счастью. В начале и конце повторяется символичная сцена: из кабины открывается вид на бесконечное небо с облаками – вид на свободу. И после фильма хочется летать. Во всех смыслах. Вот уж точно – «мне бы в небо».