Бунт младших детей в семье – причины и решение
Мой ребенок ничего не хочет
В семье Петуховых растут две дочери Кристина 16 лет и Лиза – 11. «Моя младшая дочь ничего не хочет делать, – заявляет мама, – в школу она ходить не хочет, в бассейн – не хочет, на хореографию – не хочет, на прогулку не хочет, читать книги тоже не хочет. Хочет только смотреть телевизор и сидеть за компьютером. Я не знаю, что делать! Родителей совершенно не слушает. Уже запретили смотреть телевизор, поставили пароль на вход в компьютер, но ей – все ни по чем. Телевизор смотрит в наше отсутствие, на компьютере создала свой профиль. Никакой управы нет, уговоры, крики не помогают. Раньше была такая активная, любопытная, а теперь ее будто подменили…»
Предыстория
Разница между девочками – 5 лет. Кристина, как и положено первому ребенку в семье, очень ответственная, серьезная, успешная девочка, хорошо учится в школе, не противоречит родительским наставлениям. Лиза – живой, подвижный ребенок, привыкший добиваться цели любыми, возможными и невозможными способами. Лизонька немного разбалована с самого рождения, так как требовала особого внимания к своей звездной персоне. Кристина любит и заботится о младшей сестре, как старший наставник, но на поводу у нее не идет. Родители – люди занятые, с утра до позднего вечера пропадают на работе, захватывая иной раз и выходные дни. Они считают, что дети уже достаточно взрослые, могут справляться со своими задачами самостоятельно. Кроме того, в силу возраста семьи родители переживают кризис межличностных отношений. Поэтому много времени посвящают конфликтам, разборкам и выяснению отношений.
Дети, по сути, предназначены сами себе. Если старшая дочь, обладающая силой воли и задатками лидера, успешно справляется без постоянного внимания родителей, то младшая – не умеет и не хочет в силу своих личных особенностей жить без участия мамы с папой. На лицо гипоопекающий стиль воспитания, который ведет к беспомощности младшего ребенка. В этом случае сильно замедляется процесс формирования независимости, девочка растет абсолютно нелюбопытной, ничем не интересуется, плывет по течению. Не получая полноценного общения, также замедляется психологическое и интеллектуальное развитие. Часто, такие дети, сопротивляясь жизненным обстоятельствам, становятся гиперактивными, чтобы хоть как-то привлечь внимание к себе. Кроме вышеперечисленных трудностей, Лизу постоянно сравнивают со старшей сестрой.
Кто лучше, Кристина или Лиза?
Однажды, Кристина уехала на каникулы к бабушке, и Лиза осталась с родителями одна. За какую-то неделю Лизонька изменилась до неузнаваемости. «Мама, как хорошо, жить без Кристины!» – радовалась она. Доченька и посуду стала за собой мыть, и книжки читать, и вещи аккуратно складывать. Тут мама призадумалась. Оказывается, основной причиной апатичного поведения младшей девочки были нескончаемые сравнения со старшей сестрой. Конечно, родителям выгоднее, чтобы дети вели себя так, как они хотят: прислушивались к их мнению и подчинялись командам. Но ребенок – не солдат в армии, чтобы беспрекословно выполнять приказы. Этот фактор тоже надо учитывать в воспитании. Второй ребенок никогда не будет вести себя, как первый. Опыт показывает, что второй ребенок более живой, активный и непосредственный. Старший – добивается родительского расположения послушанием, младший, обычно, обогащает жизнь семьи эмоциями. Поэтому сравнивать старшего и младшего все равно, что сравнивать дуб и березу. Относиться ко всем детям одинаково, требовать и любить невозможно, хотя бы потому, что они – разного возраста.
В семье Петуховых блестящая Кристина – гордость семьи. Она учится на одни пятерки, лучше всех играет на фортепиано, лучше всех плавает, заводила на всех школьных мероприятиях. Дома всегда помогает маме на кухне, аккуратно складывает вещи в шкаф, читает книги, без напоминания чистит зубы и ложится спать сама. Лиза – полная ее противоположность: в школе – одни нарекания, дневник украшают двойки и тройки, в мероприятиях она не участвует, вещи раскидывает, письменный стол завален фантиками от конфет, зубы она вообще не чистит перед сном, да и спать ложится только тогда, когда мама вызверится. Бабушка с дедушкой и все остальные родственники восхищаются примерным поведением Кристины. В ее адрес слышны бесконечные похвалы и комплименты. Лиза – повод для проявления недовольства всей родни. «Посмотри на свою сестру, какая она аккуратная, – говорит бабушка, – а ты почему такая неряха, когда научишься убирать вещи за собой? Бери пример с сестры!» Лизонька только и слышит со всех сторон: «Твоя сестра – молодец, она хорошая, а ты?» Что ей остается делать после этого? В глубине души он тихо завидует Кристине, но дотянуться до нее не может – она иная.
Поставьте себя на место ребенка – кому понравится, если его постоянно сравнивают с кем-то, особенно если этот кто-то «лучше» тебя? Младший ребенок, к сожалению, обречен на это. Его постоянно будут оценивать в сравнении со старшими братом или сестрой и в школе, и дома, и во дворе, и в гостях. Выжить в таких условиях, сохранив достоинство, – задача непростая. Поэтому у второго и каждого последующего ребенка – положение особое, значит, и подход нужен особый.
Ломка родительских ограничений
Лиза никак не могла себе позволить быть хуже сестры, ведь она яркая живая звездочка, украшающая небосклон семьи. Если Кристину можно назвать мозгом, то Лиза – беспрецедентная душа семьи. Зачем же душу задвигать на задний план? В данном случае ребенок направил свою энергию не на конкурирование с сестрой, а на ломку родительских ограничений. Внутренняя позиция девочки состоит одновременно в противостоянии родителям и поиске контакта с ними: «Я заставлю вас считаться со мной такой, какая я есть». Отчаянное стремление младшенькой бороться с родительскими ограничениями выражается в отверженности, ненужности, равнодушии ко всему окружающему, но родители воспринимают это совсем по-другому. Не разглядев сути конфликта, они посчитали протестантское поведение Лизы как проявление «плохости», результат недостаточно строгого воспитания и разбалованности. И как следствие, усилили меры воздействия.
Вот и получается, что __ребенок стремится пробиться сквозь родительские запреты, но терпит неудачу, __встречаясь с нарастанием ограничений и ужесточением мер наказания с их стороны. В результате, образуется замкнутый круг: протест против ограничений – ужесточение ограничений – более сильный протест – более сильное ужесточение – замкнутость и апатия ребенка – наказание – снова протест. С возрастом реакция протеста подрастающего человечка становится все сильнее. Уже в конце младшего школьного возраста, не говоря о подростковом, многие правонарушения совершаются как своеобразный протест против семейной ситуации, как иллюзорное средство ее решения.
Выход есть
Родителям важно разглядеть и понять причину протестантского поведения младшей дочери уже сейчас. Иначе в подростковом возрасте их дочь ждет депрессия, безынициативность, опасная подверженность разным зависимостям (от шопоголизма до наркомании) и безграничному влиянию других людей на ее убеждения. Так недолго попасть в дурную компанию. Выход там же, где и вход. Рожали ребенка в любви, значит и сейчас надо проявить максимум любви и принять дочь такой, какая она есть. Ну и что, что не такая, как сестра и не такая, как хотели родственники. Люди не могут быть одинаковыми. Лиза как раз и учит тому, что человека надо уважать независимо от характера, поведения и успехов в учебе.
Разорвите замкнутый круг ограничений и перестаньте сравнивать ее с сестрой. Реагируйте на протесты Лизы спокойно, ну не будешь мыть посуду – пусть стоит грязная, только тогда и завтрак сама себе готовь, ведь невозможно готовить, когда мойка завалена посудой. Предложите ей сделку. Хочешь смотреть телевизор до полуночи – смотри, только рано утром сама вставай по будильнику и собирайся в школу. Опоздает – будет знать, что не стоит больше смотреть телевизор допоздна. Вместо критики старайтесь выделить меньшую дочь, ведь достоинства у нее тоже есть: «Ты такая веселая, шустрая, отлично рисуешь, ловко завязываешь шнурки и т.п.». Похвалы стимулируют любого ребенка, это зеленый свет к тому, чтобы сделать хорошо еще что-нибудь. Не хочет Лиза ходить в бассейн, на хореографию и читать книги, пусть не ходит и не читает. Дайте ребенку время, чтобы она сама поняла, чего хочет. Нормальный, здоровый ребенок не может ничего не хотеть, видимо, что-то его смущает. Пусть сама разберется во всем и выберет себе дело по душе. Возможно, в глубине души она мечтает о художественной школе, а родители определили ее на хореографию. Создайте теплую атмосферу взаимопонимания в семье, чтобы ребенок что-то захотел. Своим поведением Лиза заявляет маме и папе, что они уделяют ей недостаточно внимания, а также, что пора заканчивать конфликтовать между собой и заняться ребенком.
Любые родители – свет солнца, к которому стремятся дети, чем ярче свет, тем сильнее полет. Слово мамы и папы всегда авторитетно для малышей, поэтому рано или поздно они прислушаются к вашим советам. Ну а пока чаще обнимайте, целуйте своих детей и говорите, что вы их любите. Работает безотказно!