Александр Усс: дефицит бюджета уже предельный
Депутаты Законодательного Собрания Красноярского края на четвертом заседании пятой сессии приняли во втором чтении законопроект «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015—2016 годов»
Депутаты Законодательного Собрания Красноярского края на четвертом заседании пятой сессии приняли во втором чтении законопроект «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015—2016 годов».
Как отметил спикер Заксобрания Александр Усс, столь напряженной обстановки и столь интенсивной работы по бюджету не было уже давно. Финансовая ситуация, которая сложилась сейчас и проглядывается в перспективе, выглядит очень непросто. Бюджет наш соответствует закону, и все требования бюджетного законодательства в нем соблюдены. Основные социальные обязательства, имеющиеся у края, в полной мере будут профинансированы. Более того бюджет предполагает увеличение социальных расходов по сравнению с прошлым годом на 16 млрд рублей.
«Главное, что вызывает тревогу сегодня и на перспективу, — это перенапряженность бюджета, его разбалансированность. Мы выходим в следующий год с предельным дефицитом в 23 млрд рублей, с большим государственным долгом. Если продлится такая же финансовая динамика, которую край демонстрирует сейчас, то в 2016 году может произойти увеличение государственного долга до 114 млрд рублей. Если иметь в виду, что край сейчас вышел на такие параметры: доходы — 148 млрд, расходы — 171 млрд рублей, то сам госдолг приближается к цифре, напоминающей общий объем доходов, с которыми край живет сегодня.
Имеется ряд обстоятельств, в том числе есть четыре действительно важные задачи, их необходимо решить к 2016 году. Первое — это повышение зарплаты значительной категории работников бюджетной сферы. Второе — необходимо ликвидировать очереди в дошкольные учреждения. На сегодняшний день интенсивность строительства достаточно высока, но на это требуются большие деньги. Третье - необходимо снять остро стоящую проблему по ветхому жилью в крае, создать необходимую инфраструктуру по обустройству участков, выделяемых многодетным семьям. На эти цели за 3 года нам предстоит потратить 120 млрд рублей. Край должен достичь этих целей, и мы понимаем, как к ним двигаться.
Кроме того, бюджет Красноярского края серьезно осложняют изменения федерального законодательства. Например, использование для уплаты налогов консолидированных групп налогоплательщиков. То есть крупные предприятия, к числу которых по классу принадлежит, например, «Норникель», СУЭК, «Роснефть», имеют возможность менять место уплаты значительной части налогов, определять место по своему усмотрению независимо от того, какие подразделения находятся на территории края — убыточные или высокорентабельные. Все это сбрасывается в один котел, а с учетом того, что на территории Красноярского края находятся такие высокорентабельные предприятия, как «Роснефть», «Ванкорнефть», такое усреднение отрицательно сказывается на нашей налоговой базе.
Что касается соотношения налогов, федеральных и краевых, то край в целом работает очень неплохо. Так, с 2010 года в абсолютном выражении платежи в федеральный бюджет предприятий, находящихся на территории региона, возросли в 2,6 раза. А платежи в краевой бюджет снизились на 4%. С учетом того, что с 2010 года возросли краевые расходы, плюс мы имеем дело с инфляцией, такой разрыв фактически приводит к тому, что сам источник бюджетных поступлений начинает сокращаться.
Кроме того, еще несколько лет назад, когда проводился съезд депутатов всех уровней, мы констатировали все возрастающую опасность так называемой голландской болезни, когда крупные финансовые промышленные группы начинали приобретать все большую роль в финансовых поступлениях края, а малый и средний бизнес выглядел все менее убедительно. Сейчас уже признано, что крупные инвестиционные проекты фактически не дают так называемой локализации финансов, не приводят к увеличению численности населения и, как правило, не позитивно сказываются на социальной атмосфере в соответствующих территориях.
Поэтому ставка только на крупный бизнес и крупные инвестпроекты привела в итоге к тому, что и в рейтинге социально-экономического развития наш край, всегда бывший лидером, на сегодняшний день ушел с 7-го места на 14. Поэтому, когда мы говорим, что бюджеты во всех регионах страны напряженные, — это правда, но это отчасти наша проблема, и она становится более острой по сравнению с другими территориями. Если взять рейтинг по такому показателю, как отношение собственного дефицита к доходам бюджета, то край ушел с 9-го места на 77; по отношению госдолга к доходам — с 18-го на 30. Ситуация у всех непростая, но у нас она по ряду показателей выглядит критично.
Когда бюджет формируется в такой напряженной обстановке, то это должно подвигать край к пересмотру того, как выполняются наши бюджетные обязательства, как выглядят расходы на управленческий аппарат, почему столь высока у нас стоимость строительства одного квадратного метра детского сада, километра асфальтового покрытия. Поэтому объективные проблемы и трудности, с которыми край сегодня сталкивается, не должны приводить к самоуспокоению и отказу от пересмотра финансовой политики в целом», - отметил спикер Заксобрания Александр Усс.