Краевые парламентарии всерьез взялись за охрану воздуха
На прошлой неделе в Ачинске прошел круглый стол, посвященный проблемам техногенного воздействия в промышленных центрах Красноярского края и правам человека на благоприятную окружающую среду.
Следующий, 2009 год планируется объявить годом экологии в России, на последних двух форумах в Иркутске и Сочи эта тема была особенно актуальна. На прошлой неделе в Ачинске прошел круглый стол, посвященный проблемам техногенного воздействия в промышленных центрах Красноярского края и правам человека на благоприятную окружающую среду.
Как рассказал САН депутат Законодательного Собрания Сергей Шахматов, сегодня проблем и вопросов по экологии в регионе хватает. Дело в том, что предприятия по контролю за выбросами в экологию в настоящее время делятся на федеральный и региональный списки. Все основные загрязнители - КрАЗ, АГК, крупные энергетические источники - находятся на контроле у федеральных структур. И то они имеют право проверять предприятие в плановом режиме только раз в два года. У региональных же структур практически никакого права на проверку нет. «Мы начали разбираться, оказалось, все упирается в ведомственные тома ПДВ (предельно допустимые выбросы), которые разрабатывают и утверждают сами предприятия и в Росприроднадзоре согласовывают. Единственное, как мы можем вмешаться – это подписание сроков достижения ПДВ. К примеру, КрАЗ в год выбрасывает 75 тысяч тонн вредных веществ, но у них есть ведомственная программа, которая предусматривает сокращение выбросов до 52 тысяч тонн к 2015 году. Мы можем просто не подписать сроков ПДВ, которые предлагает предприятие. То есть, к примеру, установить сроки уменьшения выбросов не к 2015, а к 2012 году», - объяснил Сергей Шахматов. К сожалению, и штрафные санкции оставляют желания лучшего. Сегодня при проверке предприятие можно оштрафовать только один раз не более чем на 100 тысяч рублей, а должностное лицо - не более чем на пять тысяч.
Но помимо стационарных источников загрязнения, есть нестационарные – это автотранспорт. Они являются источником 40% всех вредных загрязнений в нашем регионе. Кстати, Красноярск находится на втором месте в России по количеству автомобилей на душу населения, каждый третий житель имеет машину. И если на предприятиях разрабатывают различные технологии по уменьшению выбросов, делая свое производство с каждым годом экологичней, то с автомобилями бороться практически невозможно. «И тут вот до какой вещи мы докопались. Оказывается раньше, сотрудники ГИБДД имели право проводить проверки за выбросами растущего автомобильного парка. Лет пять назад такое право у них отняли. Участники решили внести в Правительство РФ постановление и законодательную инициативу через Госдуму с предложением вернуть ежедневный контроль ГИБДД. Таким образом, это позволит постепенно убрать старый автопарк, который ездит на низкооктановом бензине», - рассказал краевой парламентарий. В свою очередь, представители Ачинского НПЗ объяснили, что они имеют возможности выпускать высококачественный бензин стандарта ЕВРО-3 и даже ЕВРО-4, но, к сожалению, большая часть выпускаемой продукции уходит в Москву (порядка 70%), поскольку у нас в регионе не пользуется спросом. Технически рынок готов обеспечивать качественным топливом, дело остается за обновлением автопарка региона, особенно это касается Красноярска.
В начале ноября планируется провести слушания по перспеткивам экологической политики Красноярского края. И как сообщил наш собеседник: «В части воздуха мы предлагаем пересмотреть сроки достижения ПДВ. А также внести изменения в федеральное законодательство на предмет передачи полномочий по надзору и контролю федеральных предприятий на региональный уровень».