СМИ оценили политику Путина за 10 лет
Газета «Ведомости» проанализировала деятельность Владимира Путина за десятилетний период.
«Коррекция после бурного роста»
«В этот раз день голосования совпал с переходом на летнее время. Это совпадение можно считать значимым и даже символическим. Мы переводим часы вперед. Старое время кончилось», - с такими словами премьер-министр Владимир Путин обратился по телевизору к согражданам накануне президентских выборов 2000 г.
26 марта 2000 г. за Путина проголосовало 52,94% избирателей, хотя в январе 2000 г. рейтинг доверия и. о. президента достигал 67%. Президент фонда «Общественное мнение» Александр Ослон припоминает, что рейтинги заметно снизились за месяц до выборов: «Похоже на коррекцию рынка после бурного роста». «Это нормальное явление. Из сказочного героя он превратился в реально действующего политика», — рассуждал руководитель администрации президента Александр Волошин в ночь после выборов в «Александр-хаусе», где располагался предвыборный штаб Путина.
Победитель появился там глубокой ночью, когда количество обработанных бюллетеней с галочкой напротив его фамилии приблизилось к 50% — до этого члены штаба в кулуарных разговорах не исключали вероятности второго тура. Их опасения оказались напрасными: ближайший соперник, лидер КПРФ Геннадий Зюганов, набрал 29,2%, а следующий за ним лидер «Яблока» Григорий Явлинский — всего 5,8%. Победа стоила недорого. «Из 25 млн руб., собранных в избирательном фонде, мы истратили примерно 60%, еще 10 млн руб. у нас осталось», — сказал в ту ночь «Ведомостям» начальник предвыборного штаба Путина Дмитрий Медведев.
Выборная кампания 1999-2000 гг., профинансированная за счет взносов 15-20 крупнейших компаний, вообще получилась непривычно экономной, говорит один из бывших руководителей штаба «Единства»: «На все в целом потребовалось куда меньше $100 млн. А ведь в 1996 г. вокруг темы президентских выборов крутились прямо-таки миллиарды. Но оказалось, что, если относиться к выборам не как к способу быстрого обогащения, не такое уж и затратное это мероприятие».
Вертикальный президент
Если у кого-то еще оставались вопросы о стиле правления нового президента, то они должны были отпасть сами собой буквально через неделю после инаугурации. 13 мая Путин подписал указ о создании семи федеральных округов, практически повторяющих контуры военных, а 18 мая назначил их руководителей. Первых полпредов президент выбирал преимущественно среди генералов — только два его наместника были гражданскими, экс-премьер Сергей Кириенко и дипломат Леонид Драчевский. Днем раньше президент в телеобращении к гражданам сообщил, что вносит в Госдуму три законопроекта, которые продолжают «линию на укрепление государственного единства»: о возможности отстранения от должности руководителей регионов и мэров, но главное — об изменении принципов формирования Совета Федерации. После принятия этого закона губернаторы лишались права лично заседать в сенате.
Партия власти «Единство» еще в начале 2000 г. блокировалась в Госдуме с фракцией КПРФ. «Главные усилия «Единства» и его кремлевских кураторов были направлены на то, чтобы нейтрализовать влияние «Отечество — Вся Россия» (ОВР) Примакова — Лужкова», — говорит бывший лидер думской фракции ЛДПР Алексей Митрофанов. «Все вместе это было подчинено одной цели — ослабить губернаторское лобби, перешедшее в оппозицию команде Ельцина в 1999 г.», — напоминает один из бывших руководителей «Единства» (в 2001 г. эта партия поглотила ОВР и переименовалась в «Единую Россию»).
Отдельной статьей была Чечня. В первый же месяц своего правления Путин назначил и. о. главы администрации Чечни муфтия Ахмата Кадырова. К этому времени Грозный был освобожден от боевиков и сражения с бандитами переместились в горные районы, вспоминает заместитель главкома внутренних войск МВД России генерал-полковник Валерий Баранов, бывший командующий Объединенной группировкой войск в Чечне. «Сначала в республике и вне ее было немало противников назначения Кадырова — они не верили, что он может стать светским руководителем, — говорит генерал. — Но постепенно Кадырову удалось установить и консолидировать власть, уже в 2000 г. он назначил глав районов и населенных пунктов и начал набирать авторитет как духовный и светский лидер». (Кадыров выиграл президентские выборы в республике в 2001 г., спустя три года он погиб во время теракта в Грозном.)
Либеральное начало
В экономике, в отличие от политики, в первый год президентства Путин казался стопроцентным либералом. Едва вступив в должность, он начал сразу несколько реформ. Уже через два дня после инаугурации президент внес в Госдуму проект дополнений ко второй части Налогового кодекса (НК), запустив тем самым долгожданную налоговую реформу. Кодификации подверглись самые значимые для бизнеса и граждан налоги — на прибыль, единый социальный, подоходный (см. врез), НДС, а также акцизы и платежи в дорожные фонды. Большинство дополнений вступили в силу с 1 января 2001 г., а глава о налоге на прибыль — в августе 2001 г. (сначала правительство хотело сохранить ставку налога на уровне 30%, но после дискуссий с бизнесом установило ее на уровне 24%.
«Если бы правительство растянуло принятие ключевых глав НК, в парламенте вполне могла бы сформироваться оппозиция, которая заблокировала бы реформу. Никто просто не ожидал столь быстрого развития событий», — говорит директор Института экономических проблем переходного периода (ИЭППП) Егор Гайдар. Ведь снижение предельной ставки подоходного налога до 13% и введение плоской шкалы налогообложения взамен прогрессивной сопровождалось ликвидацией льгот по этому налогу для судей, военных, милиционеров, работников спецслужб, напоминает он. «Да и уклоняться от налогов стало сложнее, потому что было введено налогообложение от источника доходов (а прежняя система предусматривала налогообложение по декларациям). Тем, кто не платил налоги, реформа приносила лишнее бремя», — добавляет Гайдар. Он считает налоговую реформу одним из самых серьезных успехов 2000 г.: «Уже в 2001 г. собираемость подоходного налога и доходы бюджета резко возросли». Один из младореформаторов — Борис Немцов (в 1996-1997 гг. он был первым вице-премьером) возглавляет оппозицию Путину, но позитивно оценивает налоговую реформу 2000 г.: «Это действительно реальное достижение Путина, мы этого не отрицаем».
В 2000 г. был дан старт не одной, а целому букету либеральных реформ. В июне правительство одобрило программу социально-экономического развития России до 2010 г., разработанную в Минэкономразвития. План тогдашнего министра Германа Грефа, помимо налоговой реформы, включал в себя все, что не успели младореформаторы ельцинской поры, — реструктуризацию естественных монополий (РАО «ЕЭС России», «Газпром и Министерство путей сообщения), пенсионную и административную реформы… Одним из главных постулатов плана был бездефицитный бюджет (впервые этот принцип применили при подготовке закона о бюджете 2001 г.). ВВП в период действия программы должен был в среднем расти на 5% ежегодно, а реальные доходы населения к 2010 г., как предполагалось, удваивались.
Реформы в наследство
Важные решения, принятые в рекордно короткие сроки, не были экспромтом. Реформа Совфеда и учреждение федеральных округов заблаговременно обсуждались будущим президентом с узким кругом доверенных лиц, в который входили Александр Волошин, Игорь Сечин, Владислав Сурков, Дмитрий Медведев, Сергей Иванов, Дмитрий Козак и Лариса Брычева, пишет политолог Виталий Иванов в книге «Путинский федерализм». А с экономическими реформами Путину вообще повезло. К моменту, когда он стал премьер-министром, уже существовал хорошо проработанный (некоторые — на уровне законопроектов) набор реформаторских идей, включая ту же налоговую реформу.
«Реформы 2000 г. были разработаны на рубеже 1996-1997 гг. на правительственной даче № 2 в Волынском. Руководил группой нынешний председатель ЦБ Сергей Игнатьев, в то время помощник президента по экономике, — рассказывает Гайдар. — Принципы этих реформ, которые принято называть младореформаторскими, были обнародованы Борисом Ельциным в послании 1997 г. Но парламент, в котором большинство в то время принадлежало коммунистам, их не поддержал. И тогда разработчики решили, что надо подготовить документы об экономических реформах, которые принципиально не ориентируются на политическую составляющую (все-таки пакет 1997 г. включал в себя много компромиссов). Работа над этими документами шла уже в нашем институте [ИЭППП] и завершилась в 1999 г.». Этот портфель проектов и перешел в распоряжение группы Грефа, а она их доработала. «Довольно необычная ситуация для мировой экономической истории: открывается окно возможностей для нового главы государства — и уже есть проработанная программа реформ», — комментирует Гайдар.
«Расплатиться по всем долгам»
После президентских выборов шутки и анекдоты на тему «исхода из Петербурга в Москву» быстро перешли в разряд несмешных: ключевые должности в высшем руководстве страны поочередно занимали бывшие сослуживцы по органам госбезопасности или земляки нового главы государства, с которыми он был хорошо знаком лично или хотя бы через близких знакомых. Но премьер-министром был все же утвержден недавно знакомый президенту москвич — Михаил Касьянов, ранее министр финансов и первый вице-премьер в правительстве Путина. Статья о выдвижении Касьянова кандидатом в премьеры в газете Frankfurter Rundschau называлась «Миша Два Процента» (имеется в виду «откат»; заголовок этот в тексте подтверждался только ссылками на «Новую газету»). Впрочем, в феврале 2000 г. Касьянов прославился как сильный переговорщик, убедив Лондонский клуб банков-кредиторов реструктурировать просроченные долги СССР ($32 млрд) на выгодных для России условиях: треть долга списывалась сразу, а остальные платежи растягивались на 30 лет. «Переговоры с банками были сложными — ведь за спинами старых кредиторов советского времени стояли хедж-фонды и инвестбанки, потерявшие деньги на кризисе 1998 г. и желавшие как можно быстрее получить если не деньги, то максимально ликвидные активы», — вспоминает присутствовавший на переговорах Олег Буклемишев, в то время советник Касьянова.
О списании и длительной рассрочке новый премьер-министр собирался договариваться и с Парижским клубом государств-кредиторов. Весь долг Парижскому клубу составлял $42 млрд, из них $3 млрд надо было выплатить в 2001 г. Цены на нефть опять начали угрожающе снижаться, достигнув к концу года $19 за баррель. А при среднегодовой цене $21 за баррель федеральный бюджет был бы не в состоянии обслуживать свои долги. Но переговоры с Парижским клубом забуксовали из-за неожиданного демарша Андрея Илларионова, советника президента по экономическим вопросам. «Долги надо платить в полном объеме и без отсрочек», — провозглашал он. «У нас первичный профицит чуть больше 5% ВВП, и 3,5% ВВП мы платим по долгам. Большего, исходя из ситуации в России, сделать нельзя. Всякий пережим чреват общественно-политическим напряжением», — стенал Касьянов в тогдашнем интервью «Ведомостям». Но линия Илларионова возобладала: в последующие годы правительство было вынуждено отказаться от идеи реструктуризации долгов Парижскому клубу и выплачивало их живыми деньгами — сперва по обычному графику, а потом и досрочно. Буклемишев признает, что к концу 2000 г. кредиторов уже было сложнее убеждать в слабости российских финансов. Доходы бюджета благодаря росту цен на нефть по сравнению с 1999 г. выросли почти вдвое — с 615,5 млрд до 1,13 трлн руб. (расходы составляли 666,93 млрд и 1,014 трлн руб. соответственно). Да и само решение поскорее избавиться от долгового бремени, пока конъюнктура позволяет, выглядит правильно — особенно если исходить из нынешней экономической ситуации, резюмирует Буклемишев.
По материалам газеты "Ведомости".