Машина под охраной
Спутниковая сигнализация, стандартная «пищалка», механический блокиратор или своя «хитрушка»? Каждый сам решает вопрос охраны автомобиля. Какой вариант...
Спутниковая сигнализация, стандартная «пищалка», механический блокиратор или своя «хитрушка»? Каждый сам решает вопрос охраны автомобиля. Какой вариант надежнее? Попробуем разобраться.
«Пищалка»
Самый распространенный способ обезопасить свой автомобиль — поставить на него стандартную сигнализацию, которую в народе называют «пищалкой». С них, пожалуй, и начнем.
Такие сигнализации обладают необходимым для охраны автомобиля, имеют одну или несколько блокировок двигателя от несанкционированного запуска и защищают от проникновения в салон автомобиля через двери и стекла, также охраняют капот и багажник.
«Пищалки» бывают с обратной связью и без нее. Основной плюс сигнализации без обратной связи в их стоимости. Она варьируется в диапозоне от 2000 до 4000 тысяч рублей. Кстати, некоторые сигнализации без обратной связи обладают функцией дистанционного запуска, которая значительно облегчает жизнь автомобилиста, особенно в холодную погоду. Как правило, сигнализации без обратной связи устанавливают на отечественные автомобили, чтобы отпугнуть воришек, позарившихся на магнитолу или товарищей, которых, обычно после нескольких рюмок, тянет покататься на чужом автомобиле, ведь «вскрыть» вазовскую классику гораздо проще, чем какого-нибудь японца.
— Подавляющее число автовладельцев ставит на свои автомобили сигнализации с обратной связью, — говорит Сергей Итманюк, директор компании BM-Club. — Цена их варьируется от 4500 до 15000 рублей. При срабатывании сигнализации сигнал поступает на брелок, который оповещает владельца об ударе или проникновении в автомобиль. Радиус действия в зависимости от внешних помех и модели сигнализации составляет 300-1500 метров. Но практика показывает, что в крупных городах, коим является и Красноярск, связь между брелоком и сигнализацией порой бывает настолько плохой, что автомобиль не заводится дистанционно, если находится даже на расстоянии пары десятков метров. Негативно на связь могут влиять вышки сотовой связи, телевизионные и радиовышки, передатчики спец служб и т.п. объекты. А расстояния, указанные в паспорте сигнализации, рассчитаны на идеальные условия, добиться которых в городе невозможно. Узнать о том, находится ли автомобиль в зоне досягаемости брелока, иногда возможно, лишь попробовав завести или открыть/закрыть автомобиль.
Но некоторые модели имеют динамический диалоговый код и сами определяют и сигнализируют владельцу о потере связи. Таким кодом обладают, например, сигнализации Pandora. Брелок периодически сам посылает сигнал на сигнализацию и таким образом определяет, находится ли автомобиль в зоне покрытия.
Код, кстати, является фактором, напрямую влияющим на сложность угона автомобиля. Он бывает статический и динамический. Если код статический, то его можно считать определенным устройством и, послав с него сигнал, открыть автомобиль. Динамический код меняется при каждом обращении брелока к сигнализации. Его сложней отсканировать. Динамическим сигналом обладают сигнализации Starline, Sher-Khan, Tomahawk и др.
Кстати, вышеперечисленные сигнализации являются самыми популярными на рынке и схожи между собой по набору функций и качеству, да и разница в цене небольшая, но все же некоторые различия существуют. Сигнализации Starline, например, обладают возможностью подключения модуля спутникового слежения, а также у них есть датчики температуры, которые ставятся на двигатель, необходимые для функции запуска по температуре двигателя.
А у сигнализаций Sher-Khan есть функция запуска по разряду аккумулятора. Она удобна для тех, кто часто ездит в командировки и оставляет машину на продолжительное время на стоянке или в гараже. Сигнализация сама определяет степень разряженности аккумулятора и уровень напряжения в сети и при необходимости периодически заводит автомобиль, подзаряжая аккумулятор. Также у Шерхана есть функция «свободные руки», когда автомобиль автоматически открывается, если подходишь к нему с брелоком, и закрывается, если отходишь. Выбирая сигнализацию, поинтересуйтесь у установщиков о различии таких функций, заодно проверите их компетентность.
Кстати, к каждой сигнализации прилагается инструкция по ее установке. Т.е. теоретически установить ее на автомобиль можно и самостоятельно. Но делать этого не советуем. Конечно, если вы автоэлектрик — другое дело, но в противном случае, лучше доверить эту работу профессионалам. Надежность работы сигнализаций напрямую зависит от установки. Подавляющее число отказов вызывает некомпетентная и непрофессиональная попытка «приладить» систему к вашему автомобилю.
Также не стоит выбирать дешевые сигнализации малоизвестных марок. Как правило, чем дешевле сигнализация, тем дешевле ее элементная база, — то из чего сделана система. У дешевых систем больше вероятность отказов, неправильной работы и т.п.
Нельзя сказать, что хорошая сигнализация с обратной связью стопроцентно защитит ваш автомобиль от угона. Сейчас в арсенале угонщиков есть оборудование, с помощью которого можно сосканировать код сигнализации и отключить ее, сделать дубликат чипа иммобилайзера и отключить и его. Иногда рядом с автомобилем ставят «глушилку», владелец тщетно пытается закрыть автомобиль с помощью сигнализации и в итоге закрывает машину ключом, ругая сотовые компании и радиостанции, а по возвращению обнаруживает на месте своего автомобиля пустое парковочное место.
Защитить ваш автомобиль помогает дополнительное оборудование. Это могут быть иммобилайзеры, механические блокираторы, датчики объема, цифровые реле, замки капота и т.д. Подробно остановимся на некоторых.
Иммобилайзеры
Иммобилайзеры - это радиоэлектронные устройства, препятствующие пуску двигателя или движению автомобиля. Главное их достоинство в том, что кодированный сигнал, который формируется этим прибором, действует в радиусе 0.5 - 3.0 м, что является надежной защитой от сканирования радиосигнала, так как на столь малое расстояние иногда просто физически невозможно приблизиться к источнику излучения.
Иммобилайзер блокирует какие-либо системы автомобиля, так или иначе отвечающие за его движение. Чтобы разблокировать систему, достаточно поднести брелок к потайному месту при включенном зажигании, а в некоторых моделях - просто сесть на водительское сидение с меткой в кармане, и все блокировки автоматически отключаются. Конечно, применение таких систем не является панацеей от угона. Если у профессионального угонщика достаточно времени, он все равно обойдет блокировки. Но угнать автомобиль от магазина за пять минут уже не представляется возможным.
Кстати, если у вас сигнализация с функцией иммобилайзера, не думайте, что это и есть сам иммобилайзер. Функция обычно заключается в том, что через 30 секунд после того, как вы заглушили двигатель, система его блокирует. Но лишь имитация иммобилайзера, поэтому «разобраться» с ней угонщику будет достаточно просто. Иммобилайзер же отдельно представляет гораздо большую сложность для угонщика, чем функция иммобилайзера на сигнализации.
Механические блокираторы
Практически на каждую электронную систему найдется «электроник», который способен ее отключить, умельцев хватает. Самое опасное, что отключается электроника бесшумно, и при определенном стечении обстоятельств сделать это можно незаметно. Поэтому неплохо было бы «подстраховать» сигнализацию механическими противоугонными средствами. Справедливости ради заметим, что сегодня механические противоугонные устройства все чаще оснащаются электрическими деталями, но от этого их «механическая суть» не теряется.
Механические противоугонные устройства — это те, которые в режиме охраны препятствуют доступу в разные части автомобиля и перемещению разных механизмов автомобиля в положение, допускающее его движение.
Механические блокираторы можно поставить на:
колеса (препятствуют движению автомобиля и снятию колеса); двери и крышки капота, багажника (замки багажника и дверей разных типов); рулевой вал; карданный вал; рулевое колесо; педали; тормоза и сцепление КППУже по своему определению механические противоугонные системы полностью лишены недостатков электроники. Качественный замок, например, взломать при помощи смекалки и ловких рук уже не удастся, остается вскрывать его при помощи силы и какого-нибудь инструмента.
Одно дело – потихоньку копаться в проводах, не производя лишнего шума и не привлекая внимания, и совсем другое дело – орудовать внутри машины «болгаркой» и стучать молотком. А без этого качественный замок не вскроешь. Часто, «разобравшись» с громогласной сигнализацией и прочей электроникой, угонщики натыкаются на надежный и крепкий механический блокиратор, который не удается свернуть монтировкой или расколоть зубилом. В таком случае угонщики, как правило, просто бросают свою неудачную затею угнать машину. Профессиональный угон – дело отнюдь не спонтанное. Его тщательно планируют, рассчитывают время, за которое нужно «увести железного коня». Время – критерий крайне важный, ведь чем дольше ты провозишься с защитными средствами и чем больше шума при этом создашь, тем больше шансов, что ты привлечешь внимание и попадешься на месте преступления.
Конечно механика механике рознь. Бывают модели, сломать которые не требует большого труда, а бывает и совсем наоборот. Разница, в первую очередь, в типе механического устройства: оно может быть полностью съемным или корпусно-встроенным, где может сниматься только запирающий шток. К первым относятся такие довольно популярные из-за невысокой цены и возможности самостоятельной установки устройства, как всем известные распирающие блокираторы на рулевое колесо, блокираторы «руль-педаль» и замок на педали. Такие устройства способны отпугнуть дилетанта, однако против подготовленного угонщика они оказываются малоэффективны – силовая конструкция-то как на ладони, да и до замковой части «рукой подать». Подобных недостатков лишены встроенные блокираторы, такие как замок капота, блокиратор рулевого вала и блокиратор коробки передач. Однако они тоже бывают разные, и уровень их надежности тоже, соответственно, разный.
Русская народная смекалка не знает границ, поэтому нередко на автомобили устанавливают блокираторы «экзотические», или в народе – «самопальные». При помощи своих «ноу-хау» народные умельцы перекрывают выхлопную систему либо подачу топлива. Другие «пришпиливают» авто к месту парковки мощным штырем, а кто-то вообще тупо «пристегивает» своего «коня» при помощи обычной цепи и амбарного замка к фонарному столбу. Но это уже, кажется, из разряда клинических случаев.
Спутниковая сигнализация
Одними из самых надежных средств защиты на сегодняшний день являются так называемые охранно-поисковые системы. В случае попытки проникновения, угона или разбойного нападения тревожный сигнал поступает не только на телефон владельца, а в первую очередь – на пульт централизованного наблюдения. Одно из главных достоинств такой системы – оперативность реагирования. При получении тревожного сигнала оператор связывается с владельцем автомобиля и в случае подтверждения угона передает информацию о местонахождении и движении машины правоохранительным органам.
— В Красноярске случаев угона машин, оборудованных нашими спутниковыми системами слежения, не было, — рассказывает Алексей Асеев, технический директор компании «Радар». — В Москве, где таких машин уже десятки тысяч, были случаи угона, но в большинстве это вина самих автовладельцев: либо банальное страховое мошенничество, либо халатность. Вообще же по статистике той же Москвы надежность данной системы – 98%. В минусы такой системы можно отнести лишь цену. В Красноярске цены на подобного рода сигнализации начинаются от суммы в 30 тыс. рублей. Удовольствие не из дешевых, за безопасность приходится платить.
Страховые компании давно осознали надежность спутниковых систем охраны и дают существенные скидки на страховку автомобилей оборудованных ими. Иногда скидка на страховку частично покрывает стоимость такой сигнализации.
Кстати, спутниковые охранно-поисковые системы часто устанавливают на строительную технику, чтобы обезопаситься от ее угона, на грузовики и автобусы во избежание «левых» рейсов и всевозможных «сливов горючки на сторону». Как показывает практика – такие системы окупают себя очень быстро.
Автомобиль под охраной
Думая над системой охраны вашего автомобиля, стоит исходить, во-первых, из его стоимости, во-вторых, от его популярности среди угонщиков. Например, Honda Fit пользуется у угонщиков большим спросом. Но, как правило, угоняют его, чтобы потом разобрать и продать на запчасти. Поэтому достаточно установить на него хорошую сигнализацию в среднем ценовом диапозоне, чтобы обезопасить его от таких угонщиков. Джентельмены удачи, работающие ради запчастей, скорее всего, не будут рисковать и тратить время на отключение сигнализации.
А если у вас BMW X5, то, конечно, уровень угонщиков и цель угона совсем другие. Такие люди будут сутками выслеживать автомобиль, узнавая распорядок дня владельца, изучая его маршруты, и выберут самый оптимальный для угона момент, и в этот момент ваш автомобиль должен быть максимально защищенным.
Поэтому лучше следовать совету, который дают все специалисты – средств защиты должно быть несколько. Чтобы автомобиль был надежно защищен, мало поставить на него одну сигнализацию или какой-нибудь блокиратор, лучше сделать целую систему защиты, используя преимущества всех вышеперечисленных средств. Говорят, что защитных средств должно быть установлено на сумму не менее 10% от стоимости автомобиля. Хорошо подумайте над охраной вашего автомобиля, ради вашего же автомобильного спокойствия.