Разбить, чтобы выжить
Надежность ведущих марок мира растет год от года, за счет высоких технологий. Важным показателем становится безопасность пешеходов при столкновении с машиной....
Надежность ведущих марок мира растет год от года, за счет высоких технологий. Важным показателем становится безопасность пешеходов при столкновении с машиной. На фоне цивилизованного прогресса, аутсайдеры автопрома - Россия и Китай, пугают своей непредсказуемостью во время краш-тестов.
Еще в 80-х годах, понятие безопасный автомобиль у российского автолюбителя ассоциировался исключительно с ремнем безопасности и трезвым водителем. А в 70-х годах прошлого столетия о краш-тестах мало что знали не только зарубежные автомобилисты, но и сами производители зарубежных машин. Именно тогда начали заниматься исследованиями в этом направлении автоконцерны, начав кампанию «Экспериментальный безопасный автомобиль».
В 1976 году на выставке мотор-шоу в Лондоне была представлена самая первая машина с безопасными элементами - Chrysler RSV. Она была удостоена звания "Car of the Show" от Британского комитета по дорожной безопасности за конструкцию бампера, способного выдержать удар до 15 км/ч и некоторые элементы салона, повышающие безопасность людей. Еще двумя годами раньше в 1974 году штутгартские мастера начали проверять свой Mercedes-Benz ESV 24 по этой программе, устроив первый краш-тест фронтального столкновения на скорости 65км/ч.
Именно тогда, в 1970-х годах возникли первые организации, тестирующие машины на безопасность.
В Западной Европе известные модели тестируются Европейской организацией EuroNCAP («Новая программа оценки автомобиля»). Благодаря своим объективным тестам, компания помогает концернам создавать все более надежные машины, а государственным органам реализовывать программы безопасности , как для водителей, так и для пешеходов. Вопросы сотрудничества и новых идей автоконцерны, EuroNCAP и представители государства обсуждают в клубе FIA, который и объединил эти организации.
В США краш-тесты проводят две организации: National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA), делающая тесты для огромного числа автомобилей американского рынка с помощью американской версии (NCAP). Еще есть организация, работающая в интересах страховых компаний: Insurance Institute Highway Safety (IIHS). Она достаточно новая даже на западном рынке. Возможно, когда-нибудь аналогичная программа будет создана и российскими автосраховщиками. В Японии национальная организация National Organization for Automotive Safety Victims Aid (NASVA-OSA) спонсирует проведение тестов Japanese NCAP для наиболее популярных на японском рынке моделей автомобилей.
На родине автомобилестроения – Германии, помимо специализированных компаний, тесты проводят и именитые издания. Например, «Auto, Motor und Sport» спонсирует краш-тесты небольшого количества европейских машин, правда эта информация доступна исключительно подписчикам. В России пока не созданы компании, проводящие краш-тесты для машин, хотя поводов для этого на сегодня предостаточно. Помимо отечественного автопрома, сложилась необходимость тестировать иностранные автомобили, произведенные в России. К счастью автоиздание «АвтоРевю» (единственные, кто занимается краш-тестами различных машин в Росиии) взяло на себя такие обязательства, немало удивив наших автолюбителей некоторыми результатами вполне популярных моделей.
«Российские смертники»
Одним из ярких примеров - краш-тест популярнейшей в России китайской модели Chery Amulet. Тест очень важный, хотя бы потому что эта модель уже производится в нашей стране и позиционируется китайцами, как очень надежная машина. Краш-тест, проводимый в тольяттинской лаборатории пассивной безопасности АвтоВаза, потряс россиян своими результатами, и выказал полное спокойствие китайских специалистов.
Сразу скажем, что Amulet провалил тест, превратившись в лепешку после фронтального столкновения на скорости 64км/ч. Это один из стандартных тестов по системе EuroNCAP. Машина чудом набрала 1,7 балла из 16 возможных. Произошло это благодаря низким нагрузкам от ремня безопасности на водителя во время столкновения. Во всем остальном машина, а точнее ее конструкция проявила себя наихудшим образом.
Удар вызвал скручивание кузова, полное уничтожение передка и вхождение в салон не только рулевого колеса, но и элементов двигателя вместе с колесом. Экспериментаторы так и не смогли вытащить манекен вручную. Нижняя часть туловища вместе с ногами почти превратилась в лепешку, а от удара головы о панель шансов на выживания у водителя практически не осталось. Порог превратился в гармошку, а дверь разлетелась на куски. Машина не была оборудована подушкой безопасности, но при ее наличии, она не помогла бы водителю, так как во время удара его голова сместилась в сторону и получала массу ударов. Причиной такого тотального разрушения по мнению специалистов, стал дефицит заводских точек сварки, а существующие швы рвались с легкостью картона...
Таким образом, Chery Amulet пополнил пятерку самых ненадежных машин, проверенных в России. Вот их печальный список.
Лучшей из худших» была признана ижевская Ода — датчики манекенов зафиксировали превышение критериев травмирования только по изгибающему моменту шеи «водителя». Но кузов был смят очень сильно. Левое переднее колесо буквально разорвало мягкий металл и некачественные сварные швы пола.
Daewoo Nexia узбекской сборки, испытанная АвтоРевю в 2002 году, тоже провалила экзамен из-за низкого качества металла, а опасные нагрузки травмировали левую ногу и голову «водителя».
Ока, собранная в Набережных Челнах, подтвердила народное определение «капсулы смерти». Кузов смялся: в опасности не только голова и бедра водителя, но и голени. Хотя Ока, более качественно сваренная на СеАЗе, с простыми статическими ремнями безопасности не превысила ни одного критерия травмирования.
Вазовская «классика» еще опаснее Оки: тотальному уничтожению при левостороннем ударе подвергается даже пассажир. Причем в дверях «шестерки» хотя бы были брусья безопасности, которые удержали кузов от коллапса. Но «водитель» при этом ударился о баранку даже сильнее, чем в «семерке» без брусьев.
А печальный рекорд по нанесенным «водителю» травмам принадлежит Славуте (пятидверной Таврии): превышение по четырем критериям травмирования из десяти и чудовищная деформация кузова. Причины те же, что и у камазовской Оки: неудачная конструкция с «запаской» под капотом, въезжающей в салон, и плохое качество сварки.
Сразу возникает вопрос: куда смотрят контролирующие органы, допускающие не только производства столь опасных машин, но и позволяющие ввозить такие авто в Россию и даже производить иностранцам?
Оказалось все очень просто. В России действует система сертификации с очень слабой базой. В частности, отсутствуют требования по проведению аналогичных тестов, пусто и с меньшей скоростью. В Европе с 1996 года действует Правило №94, по которому любой автомобиль должен пройти краш-тест, со схожими критериями оценок, как в NCAP, но только на скорости 56 км/ч.
Разговоры о необходимости введения такой системы России муссируются уже больше 6 лет, но воз и ныне там. Очевидно, что ввод таких правил сильно ударит по отечественному автомобилестроению, которое уже несколько лет пытается выйти из состояния реанимации. А такое Правило может стать нокаутирующим ударом. В том числе и для китайских машин, которые востребованы у малоимущего населения.
Дешево и сердито
Наибольший интерес у нашего автолюбителя с точки зрения безопансости вызывают модели с повышенным спросом: Ford Focus, Renault Logan, Chevrolet Lacetti, Toyota Corrola, Camry.
Сравнивать Фокус российской комплектации с европейской дело неблагодарное. Так же, как и краш-тесты у нас и «там». Но испытания, проведенные в России, показали, что если машина оснащена подушками безопасности, то степень защиты водителя и пассажиров остается на высоком уровне. Важными плюсами можно назвать: четкую работу подушки, прочность каркаса пассажирской клетки, уход рулевой колонки по ходу движения и лояльную работу ремней безопасности.
Сейчас в преднатяжителях ремней большинства машин используют пиропатроны. При столкновении блок управления преднатяжителями дает команду на подрыв «пиротехники», расширяющиеся газы мгновенно дергают замки ремней вниз, ликвидируя «слабину». Когда нагрузка на грудь от ремня увеличивается до опасного порога, в дело вступают ограничители усилия, встроенные в механизм катушек, — они «травят» часть ремня наружу.
В Фокусе ремни сработали отлично и уберегли ребра. Деформации пола при ударе на скорости в 64 км/ч практически не было.
Другая популярная модель, французская Logan, также порадовала своих владельцев качеством металла, прочностью каркаса и «верными действиями» рулевой колонки, педалей и пластика салона. Они сделали все, чтобы не навредить манекенам в салоне. Здесь, как и в Фокусе, каркас салона почти не пострадал, защитив пассажиров и водителя. В порядке оказались и шейные позвонки манекенов. При этом проверку проходил бюджетный Логан российской сборки.
Схожая ситуация и у лидера продаж Chevrolet Lacetti. Машина превосходно защитила манекены, сохранив целостность каркаса салона. Порог практически не смялся, двери открылись, а лобовое стекло лишь деформировалось без разрушения.
Другая востребованная в России машина из Японии – Тойота Королла, хорошо проявила себя на всех этапах испытания (впрочем, это естественно для Тойоты, где проводят до тысячи краш-тестов в год). Помимо лобового столкновения, который обеспечил максимум защиты, Королла выдержала боковой удар, даже без подушки для грудной клетки, причинив минимум повреждений манекену. Главным минусом стала защита «детских мест», которая не смогла обеспечить безопасность.
Хороший прогресс показала модель новой Камри, в сравнении с прошлым кузовом. В дорестайлинговой версии краш-тест Камри выявил плохую защиту при боковом ударе. Водитель получил повреждения головы и туловища, несмотря на защиту дверных элементов. Этот недостаток был успешно исправлен в новой модели, набравшей максимум баллов во всех видах столкновения.
А вот элитная модель Audi Q7 не выдерживает удара на те деньги, которые за нее просят производители. Машина получила лишь 4 звезды из 5 возможных. Недостаточно хорошая сварка педальных узлов, привела к выходу педалей в салон. Всего лишь «удовлетворительно» получила машина и за защиту нижней части туловища. В остальном модель хорошо показала себя при защите детей и пешеходов. Специалисты Ауди сообщили, что устранили все недостатки после краш-теста. А как же быть с уже проданными машинами?
Берегись пешехода
Сегодняшние автомобили «думают» не только о защите людей внутри салона, но и пешеходов, которые могут получить травмы от вашего автомобиля. Новая система краш-тестов ведет проверки капота, бампера и несущих частей при столкновении с пешеходом. Пока хорошими результатами могут похвастаться исключительно ведущие концерны: Мерседес, БМВ, Аудио и Вольво. Более народные модели работают в этом направлении, но не столь быстро. Система краш-тестов выясняет, на сколько мягко «примет» на себя человека капот вашей машины. Не разобьет ли голову, не сломает ли бампер ноги. Возможно, в будущем все эти элементы будут сделаны из материала, напоминающего смесь резины и пластелина. То есть сплав, который будет гасить удар и не отбрасывать человека. Иначе это может привести к травмам о дорожное покрытие.