"Школа человеческого общения" Сергея и Татьяны Никитиных. (04.03.2010)
Татьяна и Сергей Никитины приехали в Красноярск с концертом и уже не в первый раз. Правда, сами Никитины свои выступления концертами не называют. Для них это встречи со слушателями, с единомышленниками. Причем выступления всегда разные, непохожие друг на друга, это благодаря разнообразному и большому репертуару, считают артисты.
Музыка и песни для театра и кино.
Сейчас Сергей Никитин много работает для театра. Написана музыка для новой постановки «Школы современной пьесы» по мотивам «Горе от ума» Грибоедова. В сотрудничестве в поэтом Борисом Рыжим написаны песни для нового спектакля «Мастерской Петра Фоменко».
Но вообще-то композиторская работа Никитина в кино и театре началась задолго до того, как он формально приобрел статус профессионального музыканта. Впервые это произошло в 1967 г., когда его, студента-физика, тогдашний режиссер Театра-студии МГУ Петр Фоменко пригласил написать музыку для спектакля «Человек, похожий на самого себя, или Вечер Михаила Светлова» Несколько музыкальных произведений для театра Никитин написал совместно с поэтом Дмитрием Сухаревым, своим близким другом и постоянным соавтором, который выступил автором либретто. Два из них были поставлены различными театрами как в нашей стране, так и за рубежом. Премьера оперы-водевиля по рассказу А.П. Чехова «Предложение» состоялась в 1989 г. в театре "Третье направление"; затем в 1990 г. он был поставлен в театре "Школа современной пьесы" под названием «А чой-то ты во фраке?» (и продолжает успешно идти там уже 15 лет).
Сергею Никитину нравится писать и для кинематографа. Но в последнее врем это случается редко. Зато с теплотой и любовью Никитины вспоминают работу с такими режиссерами как Петр Фоменко, Олег Ефремов, Эльдар Рязанов, Владимир Меньшов. А музыка и песни к фильмам «Почти смешная история», «Старый Новый год», «Ирония судьбы», «Москва слезам не верит» стали уже классикой и получили признание и любовь народа. Татьяна Никитина сетует, что в последнее время в кино нет места хорошей песни.
Песни для детей.
Сергей и Татьяна Никитины считают, что на телевидении катасрофически мало детских передач. А работа с детьми — это вопрос национальной безопасности. «Про детей забывать нельзя», - говорит Сергей Никитин. «Японских мультяшек недостаточно, и они, на мой взгляд, вредят процессу воспитания».
Сам Сергей Никитин написал музыку и песни для пяти отечественных мультфильмов. У песенки про пони, написанной на стихи Юнны Мориц еще в 1965 г., когда автор был студентом, и по-прежнему продолжающей оставаться "в ходу" у детей и их родителей, - стаж вполне солидный. И у других песен Никитина для детей - а он пишет их всю жизнь - столь же счастливая судьба: они нравятся детям, и те с удовольствием их слушают и поют сами. Сейчас Никитин сотрудничает с такими детскими писателями, как Андрей Усачев и Тим Собакин.
Вообще работе с детьми Никитины посвящают много времени. Уже 19 лет во Дворце детского творчества на Ленинских горах работает клуб, и ежемесячно там проводятся концерты для детей, они называются «Никитинские встречи». Никитин приглашает талантливых артистов, музыкантов, писателей, и дети выступают вместе со взрослыми. Татьяна Никитина называет эти концерты «школой человеческого общения».
На пресс-конференции Никитины рассказали, что много детских концертов они устраивают за рубежом. Русские эмигранты специально приглашают их в Америку, чтобы сохранить русскоязычную культуру и традиции для своих детей. «Недавно мы вернулись из Эдинбурга, где эмигранты специально создали для своих ребятишек русскую школу, и мы для них пели, и они пели вместе с нами,»- рассказывает Татьяна Никитина.
Сергей и Татьяна Никиты считают, что для детей сейчас непростительно мало пишут песен. Поэтому музыка советских композиторов — это золотой запас, на котором нужно воспитывать молодое поколение.
Бардовские песни.
Жанр бардовской песни не умрет никогда, считает Сергей Никитин, чтобы там не говорили. Потому что всегда, во всех поколениях есть люди, которые хотят думать, слушать и петь песни Булата Акуджавы, Юрия Визбора, Юлия Кима и Владимира Высоцкого.
В России ежегодно проводится около 600 разных фестивалей авторской песни. Никитины признались, что на Грушинский фестиваль они уже дано не ездят из-за того, что он стал откровенно коммерческим. А вот региональные фестивали посещают охотно.
Сергей Никитин рассказал, что в Архангельской области в поселке Кизима прошли уже шесть фестивалей памяти Визбора. Именно в этом поселке Юрий Визбор когда-то работал учителем в школе. Сергей Никитин считает своим долгом поддерживать это мероприятие. На последний фестиваль приезжала внучка Визвора Варвара- артистка театра «Школа современной пьесы». Она пела песни, который исполняла ее бабушка Ада Якушева. Вот такая преемственность поколений.
Татьяна Никитина отметила тем не менее, что сегодня жанр авторской песни утратил социальную остроту, чем всегда отличался.