Экспериментальная утилизация
Год 2009 ознаменовался расцветом финансового кризиса в нашей стране. От него досталось всем секторам национальной экономики, в том числе и автомобильному рынку,...
Год 2009 ознаменовался расцветом финансового кризиса в нашей стране. От него досталось всем секторам национальной экономики, в том числе и автомобильному рынку, который до той поры показывал стабильный рост по всем параметрам. Несмотря на сложившуюся наисложнейшую обстановку наше правительство доказало, что умеет работать даже в трудных условиях и может предложить прогрессивные антикризисные меры. Одной из них для отечественного авторынка стал проект по утилизации автомобилей старше десяти лет на территории РФ. Проект стартует 8-го марта и закончится в декабре 2010 года. О нем и будем говорить в теме этого номера.
Равнение на стабилизацию
Реанимируя национальную экономику, руководство нашей страны обратило значительное внимание на отечественный рынок автомобилей. Это, в общем-то, неудивительно, если учесть огромное количество людей, трудящихся в этом секторе экономики. При реализации антикризисных мер решительное «да!» было сказано русскому автомобилю в виде государственных ассигнаций, предназначенных для АвтоВАЗа, создания благоприятных условий для развития автосборочных предприятий полного цикла в нашей стране и разнообразных, стимулирующих продажи государственных программ. А вот продукции иностранных автоконцернов было сказано столь же решительное «нет!», выразившееся увеличенными пошлинами на их товар и уже «заезженной» темой о запрете правого руля в нашей стране. Но кризис имеет свойство заканчиваться. Так что есть вероятность, что антикризисное «нет» перестанет быть актуальным. В итоге заинтересованным в отмене повышенных пошлин остается подождать окончания всех мировых финансовых перипетий, а тем, кто хочет купить сейчас автомобиль с «правильным», левым рулем, можно посоветовать присмотреться к так называемым «программам по стимуляции спроса на продукцию отечественных автоконцернов». Кроме государственных кредитов, субсидирующих процентные ставки по автомобильным кредитам, нам также был предложен эксперимент по утилизации автомобилей старше десяти лет. И если госкредитование уже принесло свои первые плоды, то утилизировать старые авто мы начнем не ранее восьмого марта 2010 года. Именно на эту дату назначен старт вышеуказанного проекта.
Руководство к действию
Уже много лет прошло с той поры, когда ваш красавец – автомобиль сошел с заводского конвейера? Не радует больше ни его мотор, ни салон, ни окрас? Бензин он поглощает как «Крузак» соседа, масло потребляет ведрами, дверьми скрепит и ехать ленится? Пора менять старое авто на новое. Да и «возраст» вашего «аппарата», наверняка, солидный. Так что и продавать-то его, особого смысла нет. Раньше такое «ведро» можно было разве что на металлолом сдать. Сейчас же у подобного авто есть более радужные перспективы.
Возможно, ваш автомобиль удовлетворяет необходимым условиям для участия в проекте утилизации, по возрасту-то точно уже прошел. Старое авто можно рационально сдать в утиль, при этом получив большую экономическую выгоду. Кстати, уже сейчас оформляются заявки на участие в эксперименте. Углубимся в его суть.
Итак, необходимыми условиями для машины, которая может участвовать в предстоящем эксперименте, являются:
произведен в 1999 году или ранее; имеет разрешенную полную массу не более 3,5 тонн; является полнокомплектным, то есть имеет всю агрегатную базу и полноценный салон; находится в собственности последнего владельца более 1 года, с полным комплектом документов, подтверждающих право собственности, и способен к самостоятельному передвижению или может быть доставлен на эвакуаторе в определенную точку.Предположим, ваш автомобиль подошел под указанные критерии. Что же делать дальше?
Для начала необходимо будет выбрать дилера автомобилей, который участвует в эксперименте по утилизации и собственно сам автомобиль из утвержденного Минпромторгом перечня. Затем подаете дилеру заявление о намерении сдать в утиль подержанное авто и купить новое со скидкой в 50 000 рублей. Дальнейшие этапы согласуются и регулируются выбранным дилером. От него вы должны получить полную информацию по дальнейшим действиям. Они будут выглядеть следующим образом:
вы доставляете подержанный автомобиль к выбранному дилеру; заполняете утвержденный бланк об утилизации; в дилерском центре оформляется доверенность в простой документарной форме на выполнение операций по снятию с учета вашего авто, передачи на пункт утилизации, получению свидетельства об утилизации; далее подписывается договор, на основании которого дилер будет выполнять вышеуказанные операции от имени гражданина. При этом до получения свидетельства об утилизации автомобиль будет находиться на ответственном хранении у дилера до момента снятия его с учета; вы платите не более 3000 рублей по договору за утилизацию дилеру и после этого выбираете новый автомобиль, который должен соответствовать параметрам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации.Вот на таком принципе построен стартующий эксперимент по утилизации авто. Остается только при получении полностью оформленного и заполненного свидетельства об утилизации завершить оформление нового «железного коня». На первый взгляд этот процесс кажется сложноватым. Но при «тесном» сотрудничестве с выбранным вами дилером он будет происходить в наиболее облегченном и форсированном темпе.
Отметим также, что требование к полнокомплектности не означает, что автомобиль должен быть на ходу. В случае, если вы не можете приехать на попадающем под условия утилизации автомобиле к дилеру, есть возможность доставить его к нему, например, на эвакуаторе. Некоторые дилеры делают это за свой счет.
Сертификат на 50 000 рублей, который вы получите от дилера является именным, т.е. его нельзя продать, передать или подарить никому, даже близким родственникам. Сертификаты также нельзя плюсовать, т.е. за один сданный в утиль автомобиль вы получаете скидку в 50 000 на один автомобиль, который можете приобрести.
Говорим о преимуществах
Для государства этот «спасательный» проект для автопрома, который пока пребывает в отрицательном балансе, есть способ удержать многие автомобильные заводы «на плаву». В свою очередь стабильность предприятия дает стабильность рабочих мест. И если экспериментальная программа утилизации пройдет на «ура», то им можно будет дополнить план вывода сектора продаж автомобилей из кризиса.
Понятно, что российский производитель отечественного авто и заводы, собирающие автомобили зарубежных автоконцернов в нашей стране и участвующие в этой программе, увеличат свои продажи. Но что же в итоге получим мы с вами?
Думаю, многие из вас видели полусгнившие автомобили на наших дорогах, которые движутся, наверно, благодаря только искре Божьей и непечатному русскому слову. Вот на такие «раритеты» в первую очередь рассчитана эта программа. Ведь количество вредных веществ в их выхлопе в большинстве случаев может довести до нервного тика образованного эколога, да и безопасность ржавого остова вызывает немало вопросов. Плюс к этому на территории европейской части России станет чуть больше рабочих мест. Что тоже весьма неплохо, если учесть напряженность на рынке труда.
Говорим о недостатках
Телевизионные репортажи о грядущей утилизации автомобилей часто начинались с кадров жилых дворов с заваленными снегом и «отжившими свое» автомобилями. Наивно полагать, что по щучьему велению, по Путина хотению это «автобарахло» исчезнет из наших дворов разом. Разобраться бы сейчас с автомобилями, которые еще могут двигаться. В ходе опроса, проведенного ВЦИОМом почти половина россиян (41%), попадающих под действие программы утилизации, ответила, что готова участвовать в ней. Становится понятно, что не то что «дворовые» автомобили долго еще будут гнить под окнами наших домов, но и еще многочисленный движущийся «утиль» так и останется на дорогах. Потому как на всю страну было выделено денег на «обмен» 200 000 автомобилей, а «автоутиля» в разы больше. Но стоит справедливо заметить, что для эксперимента и 200 000 автомобилей — уже неплохо. Что же касается Красноярска, то на наш город государство выделено сертификатов на 3000 автомобилей.
В красноярские недостатки можно отнести и то, что на данный момент в программе готов участвовать только один дилер – автосалон «Красноярск-Лада». Т.е. обменять свой старый автомобиль по программе сейчас можно только на новенький ВАЗ. Но как заявил на недавней пресс-конференции и.о. министра промышленности, энергетики, транспорта и связи края Денис Пашков, к участию в программе также готовятся еще два красноярских дилера – компания «СИАЛ АВТО», дилер марок Renault и Kia и компания «Атлантик Моторс», дилер марок Chevrolet и Opel. Вступление в программу еще двух дилеров сделает ее более полноценной, ведь среди модельного ряда, например, Renault есть достаточно бюджетные модели.
А вообще по программе скидка в 50 000 рублей распространяется на следующие автомобили: Chevrolet - NIVA, Captiva, Cruze, Fiat - Albea, Doblo, Linea, Ducato, Ford - Focus, Mondeo, Kia - Spectra, Sorento, ВАЗ - весь модельный ряд, Renault - Logan, Sandero, Skoda - Fabia, Octavia, ГАЗ - 2217, 2310, 2705, 2752, 3221, 3302, Volga Siber.
Думается, что проигнорируют программу утилизации и владельцы «элитных» автомобилей прошлого. Так, владельцам европейских и японских машин производства 90-х годов выгодней продать свой автомобиль на авторынке, чем сдавать в «утиль», получив 50000 рублей в виде сертификата.
Если после прочтения нашей статьи у вас все еще остались вопросы, ответить на них смогут по специальной «горячей линии», созданной в Министерстве промышленности Красноярского края по телефону (391) 227-35-57.
Эксперимент по утилизации старых автомобилей, безусловно, делает нашу автомобильную жизнь более цивилизованной. Для одних россиян эта программа станет шансом на приобретение нового автомобиля, другие – проигнорируют ее, сославшись на недостаточно продуманные условия и ограниченность выбора. Но для того и существуют эксперименты, чтобы выявить ошибки и сделать соответствующие выводы на будущее. Проследим за ходом экспериментальной утилизации и посмотрим, какие ее части окажутся удачными, а какие еще требуют доработок.