Стойки, убитые зимой
Позади суровая зима. Таких продолжительных морозов не было давно. Приход весны и тепла принесет нам, автомобилистам, достаточно хлопот и вскроет многие проблемы,...
Позади суровая зима. Таких продолжительных морозов не было давно. Приход весны и тепла принесет нам, автомобилистам, достаточно хлопот и вскроет многие проблемы, вызванные эксплуатацией автомобиля в сильные морозы. В этой статье мы будем говорить о стойках.
Если во время сильных морозов (больше -30 С) вы не пользовались автомобилем или пользовались, но не оставляли его на продолжительное время на улице, а возможно, ставили машину исключительно в теплый гараж или на теплую стоянку, в таком случае мы можем только порадоваться за вас и ваши стойки — поводов для беспокойства у вас нет. В противном же случае прошедшая зима, скорее всего, не пройдет не замеченной для стоек вашего автомобиля.
Проблема
Слабое место стойки в сильные морозы – сальник, который, как правило, выполнен из полимерного вещества, но не чистой резины, как думают многие. Этот полимер теряет свои свойства при сильных морозах, для работы в которых он попросту не предназначен. По достижении определенной температуры свойства его меняются резко. Например, в -30 градусов, сальник еще может сохранять эластичность, а при температуре -35 становится твердым как пластмасса. Задубевший сальник не отрабатывает колебания стойки, а также при определенном механическом усилии может повредиться. Из-за этого газ, входящий в состав газомасляного содержимого стойки, просто вылетает. А газомасляная стойка, из которой испарился газ, естественно, теряет свои характеристики. К тому же из-за отсутствия газа, давление на сальник падает и через образовавшиеся зазоры и возможные трещины с приходом тепла «оттаявшее» масло начнет просачиваться через сальник, и стока, как говорят «потечет».
Отметим, что не все сальники так чувствительны к сильным морозам. На некоторых автомобилях стоят стойки, специально предназначенные для использования в условиях сурового климата. Сальники в этих стойках выполнены из специальных морозостойких полимеров, например, из силикона. Но, как правило, это не относится к большинству подержанных машин, прибывших к нам из Японии.
Еще одно слабое место стойки – пыльник, который «дубеет» еще быстрее сальника и на морозе может также запросто треснуть или лопнуть. Если такой автомобиль после мороза окажется в тепле, то грязь, песок и растаявший снег через трещины в пыльнике и сальнике попадают прямиком в стойку.
Если стойка не предназначена для использования в условиях сильных морозов, то газомасляная смесь может замерзнуть и стать твердым телом. Когда автомобиль на задубевших стойках начинает интенсивное движение по неровной дороге, то застывшее масло не может протиснуться через калиброванные отверстия клапанов и просто вырывает их.
Нельзя сказать, что описанные проблемы коснуться абсолютно всех автомобилистов. Если на вашей машине стоят новые, качественные стойки, автомобиль эксплуатировался на морозе не часто или бережно, без экстремальной езды по буеракам, то с приходом тепла вы можете и не почувствовать характерных признаков того, что стойкам пришел конец.
А признаки эти многим хорошо известны – автомобиль начинает раскачиваться при поворотах и торможении, стойки начинают стучать, машина неустойчиво ведет себя на дороге, ухудшается управляемость и увеличивается тормозной путь. Если проблему не начать решать в ближайший месяц после появления этих признаков, то начнется механическое повреждение стоек, а потом и интенсивный износ резиновых деталей подвески. Т.к. у неисправной стойки увеличивается амплитуда качания, она начинает срабатывать до крайних положений, от такой работы увеличивается нагрузка на сайлент-блоки и другие детали подвески. В общем, как говорится, подвеска «убивается», начиная со стоек.
Итак, проблема обозначена, симптомы «болезни» тоже, что же со всем этим делать? Варианта два: ремонтировать старые стойки либо покупать новые. Сколько людей, столько и мнений, поэтому сказать однозначно, какой из вариантов в вашем случае будет предпочтительней, сложно.
Менять
Сначала рассмотрим вариант приобретения новых стоек. Основная дилемма в этом варианте, какие стойки выбрать – оригинальные или неоригинальные. Отличаются они качеством и ценой. Конечно, предпочтителен вариант с оригинальными стойками, но не всякий автовладелец его потянет. Цены на оригинальные стойки могут начинаться от 5-6 тысяч рублей за стойку. Взамен вы получаете качество, надежность и долговечность такой стойки.
Неоригинальные стойки – вариант для тех, кто не может или не готов потратить приличную сумму денег на стойки. Неоригинальные стойки гораздо доступней, но и качество у них соответствующее. При интенсивной езде по нашим дорогам такие стойки могут быстро выйти из строя – за год эксплуатации, а то и раньше. Конечно, если вы редко превышаете скорость в 60 км/ч, объезжаете все ямы, лужи и грязные участки, то и неоригинальные стойки могут прослужить вам довольно длительное время. Но опять же – скорее всего, морозную зиму они не переживут.
Отметим, что стойки ко всему прочему должны правильно храниться на складе магазина. Если стойка хранилась в горизонтальном положении, и шток не был вдвинут, то, скорей всего, газ из нее вышел, а значит, она является бракованной. Чтобы проверить стойку в магазине, можно самостоятельно выдвинуть и вдвинуть шток. При сжатии стойки должно ощущаться достаточно эффективное сопротивление, а при отпускании руки, шток должен выходить из стойки самостоятельно и достаточно интенсивно.
Отдельная проблема – подделки. Когда неоригинальные стойки выдают за оригинальные. Подстраховаться можно разве что, покупая оригинальные стойки у официальных дилеров или представителей или у крупных, давно зарекомендовавших себя с хорошей стороны компаний-продавцов.
Ремонтировать
Второй вариант – ремонтировать стойки. Многие придерживаются мнения, что стойки – расходный материал, поэтому ремонтировать их сродни тому же, что пытаться отремонтировать масляный или воздушный фильтр. По факту, эти люди правы, но у приверженцев ремонта тоже есть доводы в пользу их точки зрения.
Если автомобиль до сих пор ездит на родных, заводских стойках, то чем покупать стойки сомнительного качества и происхождения, лучше отремонтировать заводские, т.к. они изначально высокого качества. Это, конечно, не касается случаев, когда у вас достаточно средств для покупки новых, качественных, оригинальных стоек.
Но ремонт ремонту рознь. Во многих случаях ремонт — это переделка газомасляной стойки на масляную. Отметим, что габаритные размеры масляных и газомасляных стоек разные. При одних и тех же характеристиках газомасляная стойка будет по размерам меньше масляной. Когда же стойку, рассчитанную на наполнение газомасляной смесью, наполняют маслом, очевидно, что работать она будет не так, как работала раньше. А переделать в масляную можно практически любую стойку. Обычно в ней делается какое-то отверстие, сливается все, что есть в стойке, наполняется маслом, а отверстие заваривается или «закрывается» другим способом. Свои изначальные характеристики такая стойка теряет.
Есть и другие варианты и технологии ремонта, когда газомасляная стойка разбирается, чистится, меняются некоторые ее детали и наполнение. Некоторые сервисы придумывают свои ноу-хау, как без вскрытия стойки поменять ее наполнение. Причем некоторые меняют газомасляный коктейль на идентичный газомасляный, сохраняя характеристики стойки близкие к заводским.
Если вы склоняетесь к варианту ремонта стоек, который, конечно, более экономичный по сравнению с покупкой оригинальных (а иногда и неоригинальных) стоек, то учитывайте то, что ремонт стоек – еще бОльшая рулетка, чем покупка новых. Подстраховаться тут можно разве что отзывами тех, кто уже ремонтировался в конкретном сервисе и остался доволен ремонтом.
С наступлением тепла проблемы стоек, испорченных сильными морозами и плохими дорогами, начнут проявляться все ярче. А какой из вариантов решения проблемы выбрать – решать только вам.