«Четвертый» мост через Енисей - миф или реальность
Одни называют еще даже не начавший строиться красноярский мост через Енисей самым дорогим в мире, другие не видят в этом ничего сверхестественного. Без кредитов и оплаты процентов за них мост в городе вообще не появится, заверяет краевая власть.
О том, насколько необходим четвертый мост Красноярску и когда уже наконец-то начнется его строительство, не слышал только ленивый. При этом следует внести небольшое уточнение: мост уже давно перестал быть четвертым, поскольку осенью 2008-го был открыт четвертый по счету обходной мост через Енисей. Просто люди привыкли под "четвертым мостом" понимать «тот, который до сих пор не построили». Принципиальное решение строить мост было принято красноярским правительством еще в 2007 году. Однако на дворе 2010-й год, а до сих пор о новом мосте лишь «говорят». Последнее время власти обещают начать строительство нового моста уже в этом году, а закончить к 2015-му. По крайней мере, такие сроки совсем недавно озвучил спикер Законодательного Собрания Красноярского края Александр Усс, отвечая на уже надоевший самим журналистам вопрос: когда же в Красноярске появится обещанный мост.
Красноярск замахнулся на самый дорогой мост в мире
На первоначальном этапе предварительную стоимость строительства моста оценили в 10 млрд рублей, средства планировалось выделять из федерального и регионального бюджетов. Но с годами стоимость выросла более чем в два раза и достигла, по оценкам красноярских властей, 23 млрд рублей. Да и кризис помешал получить средства из федерации.
Размеры такой суммы достигли и ушей федерального кабинета министров. Наш четвертый мост не оставил без внимания сам премьер Владимир Путин. На одном из заседаний правительства, он возмутился: «Предварительный анализ показал, что строительные работы у нас, к сожалению, чаще дороже, чем у наших соседей в Европе, что трудно объяснить. Имею в виду, что и заработная плата у нас ниже, и материалы дешевле, и электроэнергия дешевле, и так далее, так далее. Я посмотрел, что происходит в последнее время. Некоторые принципы ценообразования были изменены, но какой результат? Результат, обратный ожиданиям! Цены выросли! В том числе при строительстве мостов, капитальных сооружений. Дмитрий Николаевич, что происходит?». Последний вопрос был адресован к заместителю премьера Дмитрию Козаку. После этого Путин распорядился навести порядок с ценообразованием в строительстве и потребовал от Козака наказать виновных: представить предложения «прямо сегодня».
Сравнение ценозатрат на строительство мостов в России и Европе подтолкнуло издание «Новая газета» провести небольшой анализ: действительно ли наши сооружения обходятся бюджету страны в десятки раз дороже чем, европейские. Результаты оказались печальны. Красноярский мост через Енисей оказался чуть ли не самым дорогими мостом в мире. Вот лишь некоторые примеры, которые приводит газета. Мост на юге Франции - виадук «Мийо» - обошелся в 400 млн евро (16 млрд руб.). И это при том, что в отличие от незамысловатого скромного дизайна красноярского моста (так сказать без изысков) французский мост стал одним из самым высоких транспортных мостов в мире. Три года назад в Германии был построен 4-хкилометровый мост, соединяющий материковую часть страны с островом Рюген. На его строительство было затрачено в четыре раза меньше, чем просят красноярские строители.
Между тем, в краевом Управлении автомобильных дорог объясняют, что заявленная сумма вполне реальная. Просто приличная часть из этих средств уйдет на оплату процентов по кредитам, без которых строительство моста вообще не начнется. В принципе сам мост по проекту выглядит достаточно просто: 1,2 км в длину, шесть полос движения, 12 пролетов, современные подходы с развязками. Кстати, именно на подходы из 23-х миллиардов придется затрать 8, из которых 1,5 млрд. придется отдать в счет уплаты налогов, 2 млрд. - на перенос всех коммуникаций, ещё 2,5 млрд. - на расселение местных жителей, чьи дома оказались в зоне строительства, и лишь 2 млрд. рублей на само строительство и необходимые материалы. Сам мост обойдется примерно в такую же сумму — 8,7 млрд. рублей. Из них 6 млрд. уйдут на возведение моста, 1,5 млрд. на разработку ПСД, проведение тендеров и экспертиз, содержание вахтового городка для строителей. Не стоит забывать и о налогах в размере 1,2 млрд. рублей.
Единороссы взялись за поиски источников финансирования моста
Одно из последних предложений, которое в какой-то мере может сдвинуть с мертвой точки реализацию данного проекта, прозвучало в конце марта на межрегиональной партконференции «Единой России». Партия решила поддержать столь важный для Красноярска проект и занялась им вплотную. Именно там руководитель КГУ «Управление автомобильных дорог Красноярского края» Сергей Зяблов заявил о том, что Красноярский край планирует выпустить инфраструктурные облигации для строительства в краевом центре нового моста через Енисей. Такой заем может обеспечить около половины требуемых для реализации проекта средств. Основные же объемы финансирования планируется привлечь за счет кредитов. Облигации предполагается разместить под гарантии федерального и краевого бюджетов. Представленный вариант финансирования поддержало красноярское правительство. Власти готовы поддержать этот проект и предоставить под него гарантии, поскольку сочетание кредитных средств и проведение инфраструктурного облигационного займа признано наиболее эффективным вариантом финансирования этого социально значимого для края проекта.
Кстати, озвучивая такое предложение, Сергей Зяблов предложил сделать проезд по новому мосту платным, дабы обеспечить окупаемость проекта. Позже Александр Усс, высказывая свое мнение о платном проезде, назвал это не самым правильным решением. Но не обсуждать этот вопрос, невозможно. Пока по предварительным подсчетам, плата за проезд может составить 20-30 рублей. Правда, пока власти говорят о введении платного проезда с оговорками «возможно» и «на некоторое время».
К сожалению, сколько бы ни раскладывали все сметы проекта, реальное строительство пока начать некому. Вся надежда только на государство. В случае, если и оно откажется выступить гарантом, тогда о новом мосте через Енисей можно еще забыть надолго. Поскольку даже несмотря на то, что некоторые потенциальные инвесторы худо-бедно находились, никто из них так и не решился выделить реальные деньги, так как им нужны конкретные сроки окупаемости проекта.