Остановка за тонировку
Основной аргумент сотрудников ГИБДД, остановивших вас за тонировку автомобиля, это превышение норм тонирования автомобильных стёкол. При этом сотрудник ГИБДД,...
Основной аргумент сотрудников ГИБДД, остановивших вас за тонировку автомобиля, это превышение норм тонирования автомобильных стёкол. При этом сотрудник ГИБДД, остановивший вас, ссылается на пункт 7.3 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения).
Согласно данному пункту, запрещается эксплуатация автомобиля в случае, если установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. Однако согласно примечанию к данному пункту разрешается применять тонированные стекла промышленного изготовления (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует требованиям ГОСТа 5727−88.
Часть 1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответственность за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена. За подобное нарушение вам могут объявить предупреждение или оштрафовать вас на 100 рублей.
Таким образом, сразу же отметьте для себя, что никаких других санкций к вам (кроме штрафа и предупреждения) КоАП РФ не предусматривает. Соответственно, любые иные санкции сотрудников ГИБДД к вам, например, снятие государственных регистрационных знаков, будут незаконными.
Сотрудники ГИБДД после остановки вашего автомобиля, как правило, предлагают оплатить штраф размером 100 рублей или содрать тонировку, или снять номерные знаки. Если снимут с вашего автомобиля номерные знаки смело обращайтесь в прокуратуру с заявлением о самоуправстве сотрудника ГИБДД. Разумеется, вы сами номерные знаки с вашего авто не скручивайте.
Следует заметить, что сотрудник ГИБДД должен сам доказать факт несоответствия тонировки Вашего автомобиля нормативным требованиям ГОСТа.
В соответствии с п.2.2.4 ГОСТа 5727−88 "Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия" светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя должно быть не менее 75% для ветровых стекол и 70% для стекол, не являющихся ветровыми, но определящих переднюю обзорность (другими словами, для передних боковых стекол). Это и есть процент тонировки, если говорить по-бытовому. Светопропускание прочих неветровых стекол ничем не нормируется.
Таким образом, вышеуказанные нормативные акты предъявляют определенные требования лишь к лобовому и передним боковым стеклам. Все остальные стекла можно замазать черной краской или заколотить досками, сотрудник ГИБДД ничего не вправе вам за это предъявлять.
Кроме того, как вы уже успели заметить, не любая тонировка автоматически является нарушением. А значит, процент затемнения стекла необходимо определять.
И вот здесь-то, самая приятная новость для любителей тонировки. Дело в том, что инспектор ГИБДД, остановивший вас и предъявляющий вам свои претензии за тонировку не вправе этого делать, так как он вторгается в данном случае не в свою компетенцию. Проверить процент затемнения стекол может только сотрудник подразделения технадзора ГИБДД.
Отмечу, что пункт 6 Приказа МВД РФ N 329 от 1 июня 1998 г. "О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России" запрещает проверку технического состояния транспортных средств, прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр.
В то же время Приказ МВД РФ 1240 от 7 декабря 2000 г., которым утверждено Наставление по техническому надзору ГИБДД допускает контроль за техническим состоянием транспортных средств при соблюдении определенных условий и требований:
Во-первых, такой контроль производится только на стационарных постах ГИБДД. (п.16.1 Приказа).
Во-вторых, основанием для остановки ТС и проведения контроля его технического состояния, является отсутствие в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля действующего талона о прохождении государственного технического осмотра. (п.16.2 Приказа).
Уровень затемнения автомобильных стёкол может измеряться четырьмя приборами: "Свет", "Тоник", "Блик", "Растр", которые должны быть сертифицированы и проверены Государственной метрологической службой на исправность и верность показаний. Об этом должна свидетельствовать соответствующая справка, заверенная надлежащим образом.
Ещё раз подчеркну, что пользоваться вышеуказанными приборами (измерять уровень затемнения стекол автомобиля) могут только сотрудники технадзора и только на стационарном посту, но не инспекторы ДПС. Об этом говорится в постановлении Верховного суда РФ ( из Обзора судебной практики за III квартал 2008 года Постановление Президиума Верховного суда РФ от 5 декабря 2008 года (БВСР 09−2), а так же в письме Департамента ОБДД МВД России от 31 июля 2008 г. N 13/п-1962, в котором, в пункте 22 указано, что приборы для измерения светопропускания стекол вправе использовать только подразделения технадзора ГИБДД).
Приборы для измерения светопропускания стекол должны быть внесены в Государственный реестр типа средств измерений, иметь сертификаты соответствия (если они подлежат обязательной сертификации), сертификаты об утверждении типа средств измерения, документы о поверке.
Использование иных приборов для измерения светопропускания стекол, кроме указанных выше, не допускается.
Таким образом, вам следует усвоить, что проводить контроль технического состояния транспортного средства (в нашем случае это измерение уровня светопропускания стекол) сотрудники ГИБДД имеют право лишь на стационарных постах ГИБДД, при отсутствии талона государственного технического осмотра, при наличии сертификатов соответствия и документов о поверке на используемый прибор.
Кстати, инспектор, проводящий измерения светопропускаемости автомобильного стекла, должен сдать зачет по правилам применения прибора, а сам прибор должен быть внесен в маршрутный лист патрулирования.