Автозаводы накроет железным занавесом
С июля ММК, "Северсталь" и НЛМК могут поднять цены на сталь для автопрома вплоть до 30%. Если это произойдет, автозаводам придется поднимать цены на свои автомобили и искать дополнительные средства для пополнения оборотного капитала.
С июля ММК, "Северсталь" и НЛМК могут поднять цены на сталь для автопрома вплоть до 30%. Если это произойдет, автозаводам придется поднимать цены на свои автомобили и искать дополнительные средства для пополнения оборотного капитала. Ситуация полностью повторяет конфликт металлургов и автозаводов лета 2008 года, когда последним пришлось обратиться за его разрешением к вице-премьеру Игорю Сечину.
В пятницу агентство Reuters сообщило, что директора по закупкам АвтоВАЗа, группы ГАЗ, КамАЗа и "Соллерс" провели встречу, на которой обсудили предстоящий рост цен на стальной лист. На АвтоВАЗе и КамАЗе "Ъ" подтвердили это, отметив, что с 1 июля металлурги готовятся поднять автозаводам цены на металл на 10-30%, о чем уже известили их в письменном виде. "Это фактически убьет всю господдержку, предоставленную автопроизводителям во время кризиса",— считают на КамАЗе. На АвтоВАЗе отметили, что рост цен на прокат наверняка приведет к росту цен на автомобили завода (его за это не раз критиковали).
Последний раз автопроизводители и металлурги открыто спорили из-за цен в августе 2008 года. Тогда рост цен на металл заставил автозаводы обратиться к вице-премьеру Игорю Сечину. На встрече в пятницу автозаводы также решили обратиться в правительство, рассказывают источники "Ъ", но пока только в Минпром. В министерстве на звонок "Ъ" не ответили.
Крупнейшие поставщики автопрома — ММК, "Северсталь" и НЛМК. ММК и "Северсталь" заключают с автозаводами долгосрочные контракты, формула цены в них привязана к мировой цене. Точную формулу источники "Ъ" не приводят, отмечая лишь, что цена "получается ниже рыночной". Но на АвтоВАЗе говорят, что из-за мирового роста цен на металл даже эта цена стала "неприемлемой". По данным UBS, в октябре 2009 года экспортная цена холоднокатаного листа на Черном море составляла $630 за тонну, а в апреле была уже на уровне $800. Какой будет цена для автозаводов, металлурги не говорят: в ММК на звонок "Ъ" не ответили, в "Северстали" от комментариев отказались. В НЛМК только подчеркнули, что уже давно работают с автозаводами по спотовым контрактам, но поскольку АвтоВАЗ полностью погасил долг перед комбинатом, а ГАЗ практически это сделал, комбинат готов вернуться к долгосрочным договорам, но только на один квартал — контракты на поставку сырья металлурги также пересматривают ежеквартально. Решение все равно будет за правительством, говорит один из автопроизводителей. Как автозаводы и металлурги будут договариваться, в правительстве пока не знают, но, по словам одного из федеральных чиновников, "в одном уверены на сто процентов: денег на вливания в автопром для пополнения оборотного капитала уже никто не даст".
В структуре сбыта меткомбинатов автопром не составляет серьезной доли: в 2009 году в России было продано 13,7 млн тонн листового проката, из которых на автопром пришлось не более 360 тыс тонн, говорит глава аналитического управления UBS Алексей Морозов. Для автозаводов же металлурги — один из ключевых поставщиков, говорит Владимир Беспалов из "ВТБ Капитал": в себестоимости поставки металла составляют 20-30%, а "с учетом автокомпонентов и того выше". Поэтому у металлургов более сильная переговорная позиция. Если они поднимут цены, это будет "крайне тяжелая новость для отрасли", говорит господин Беспалов.
Президент АвтоВАЗа Игорь Комаров ранее говорил "Ъ", что от цен на металл зависит выполнение бизнес-плана завода до 2020 года стоимостью не менее 180 млрд руб. Если цены на металл не взлетят, то "у нас есть реальный шанс (не обанкротиться.— "Ъ")",— говорил президент АвтоВАЗа.
Теперь речь идет о том, что не только АвтоВАЗ, но и все автопроизводители будут вынуждены повышать цены, говорит Юлий Матевосов из "Атона". Владимир Беспалов напоминает, что АвтоВАЗ в пятницу уже повысил их на 2% (за исключением машин, которые завод продает по программе утилизации). Вряд ли стоит ожидать роста цен на иномарки, собираемые в России, добавляет господин Матевосов, потому что они импортируют сталь для сборки своих моделей в России. Российские же заводы наверняка не смогут полностью компенсировать возможный 30-процентный рост цен на сталь только за счет роста цен: им придется искать средства для пополнения своего оборотного капитала.