Любителям нарушать
Как часто некоторые из нас говорят, что «там», в цивилизованных развитых странах все лучше, чем у нас, в России. И дороги там ровнее, и дураков меньше, и полиция...
Как часто некоторые из нас говорят, что «там», в цивилизованных развитых странах все лучше, чем у нас, в России. И дороги там ровнее, и дураков меньше, и полиция взяток не берет. Мы решили рассказать о том, какие штрафы ждут нарушителей в разных странах, и насколько их «автомобильные нравы» суровей наших.
Украл, выпил…
Про первое деяние подзаголовка говорить не будем, а вот про второе будем, тем более что практически все пешеходы и автомобилисты сходятся во мнении, что самое опасное нарушение – это вождение в нетрезвом состоянии. Поэтому данное нарушение карается самыми большими штрафами в большинстве стран. В некоторых из них суровость наказания зависит от количества выпитого, или от тяжести нарушения, совершенного пьяным водителем.
Кто не помнит, у нас вождение в состоянии алкогольного опьянения наказывается изъятием водительского удостоверения. Так, решили наши депутаты, будет надежней, чем штрафы. А если уже лишенный прав водитель попадается вновь пьяным за рулем, то ему грозит штраф до 5000 рублей или арест на 15 суток. Считаете, несправедливо? В Тайланде пьяных водителей вообще казнят, так что неизвестно кому повезло больше.
Во многих странах водителям разрешается выпить, но немного. У нас, например, уровень алкоголя в крови не должен превышать 0,3 промилле, в большинстве европейских стран – 0,5 промилле, а в Испании, Италии, Швейцарии и Великобритании аж 0,8 промилле. Цифры эти понятны разве что работнику вытрезвителя, поэтому их надо переводить в «человеческие». Если 80-киллограмовый мужик навернет 100 граммов водки, в его кровь всосется как раз 0,8 промилле алкоголя.
Существует даже «формула», по которой можно примерно рассчитать содержание алкоголя в крови. Надо умножить содержание алкоголя в 100 граммах напитка на количество выпитого, полученную цифру мужчинам поделить на 70% их массы, а женщинам – на 60%. Например, тот же 80-килограммовый мужик выпил 50 гр. водки. 40 (крепость водки) умножаем на 0,50 (количество выпитого) и делим то, что получилось (а получилось 20) на 56 (70% от 80). Получаем 0,35 промилле. Т.е. за 50 граммов водки 80-килограммовый мужик может лишиться прав. В любом случае, экспериментировать не советуем.
Но вернемся к «импортной» прогрессивной системе штрафов, которая распространена в некоторых странах. Например, если американский водитель первый раз попался выпившим американским полицейским, то может «отделаться» штрафом в 300 долларов. Если тот же водитель попал в ДТП, то штраф будет уже больше. А если попался пьяным третий раз за 10 лет, то есть вероятность раскошелиться уже на 10 тысяч «зеленых». А если пьяным за руль сел американский дальнобойщик или водитель автобуса, то его попросту пожизненно лишают лицензии (у нас – прав соответствующей категории). Отличный способ наказать одних, напугать других и повысить безопасность всех остальных.
В стране быстрых и ровных дорог — Германии, штрафы фиксированные, но тоже прогрессивные. Попался пьяным первый раз – заплатишь 500 евро, второй раз – 1000 евро, третий раз – 3000 евро. Тех же, кто регулярно попадается пьяным за рулем или превысил дозу в 1,6 промилле, лишают прав на определенный срок. Но на этом трудности не кончаются. Когда права возвращены, водитель обязан пройти медико-психологическую экспертизу, сдать тест и пройти специальные курсы стоимостью 300-500 евро. Каждая пересдача теста обходится незаконопослушному бюргеру 450 евро. А в Норвегии штраф за вождение в нетрезвом виде взимают в зависимости от дохода водителя. Т.е. богачам приходится платить больше.
Чтобы оценить «весомость» штрафа в каждой стране надо, конечно, рассматривать его в соотношении со средним доходом в этой же стране. Так, например, в Германии штраф от 500 до 3000 евро равен 16-96% среднего ежемесячного дохода немца. Американский штраф в 300-10000 долларов равен 6-230% средней американской зарплаты, английский штраф 100-5000 фунтов стерлингов — 4-238% от средней зарплаты в Великобритании. Одни из самых высоких штрафов за вождение в нетрезвом виде – во Франции. Если у вас в крови обнаружили до 0,8 промилле алкоголя, то вы отделаетесь штрафом в 135 евро (3% от средней ЗП), если больше 0,8 промилле — придется выложить уже 4500 (117% от средней ЗП), а если будучи пьяным за рулем вы стали виновником ДТП, то вам «вкатят» штраф в 30000 евро (!), что равняется 785% от средней французской зарплаты!
Любителям погонять
Другое распространенное нарушение, так любимое россиянами – превышение скорости. В более развитой Европе это нарушение, как правило, фиксируется видеокамерами. Камера фиксирует нарушение и номер автомобиля, и потом его владельцу приходит квитанция о штрафе, а в некоторых странах штраф даже автоматически снимается с банковского счета нарушителя. Все «гонщики» мира мечтают жить в Германии, ведь там, во-первых, самые лучшие дороги — автобаны, а во-вторых, отсутствие ограничения скорости на этих автобанах. Более того, на автобане вообще нельзя останавливаться, даже если у вас кончился бензин — штраф 100 евро. Что в принципе не означает, что в Германии не штрафуют за превышение. Если в Германии вы превысили скорость на 40-60 км/ч, то штраф составит 100-175 евро, а если более, чем на 60 км/ч, то 275-425 евро.
А вот в Великобритании водители должны ездить медленно. На трассах Туманного Альбиона максимально разрешенная скорость – 113 км/ч (70 миль в час), на обычных загородных дорогах – 64 км/ч (40 миль в час), а в городах — 48 км/ч (30 миль в час). Если английский водитель превысил эти ограничения на скорость до 25 км/ч, то это обойдется ему в 44 фунта стерлингов. Если превышение составляет 25-40 км/ч, штраф составит от 45 до 100 фунтов, на 40-60 км/ч — 100-200 фунтов, более 60 км/ч — 67-300 фунтов.
Во Франции превышение скорости до 50 км/ч обойдутся нарушителю в 68-135 евро, если же превышение больше — придется выложить аж 1500 евро. Кстати, во Франции дело о превышении скорости может также быть рассмотрено в суде, и нарушитель может запросто лишиться прав. Но и на этом «головняки» французских нарушителей не заканчиваются. Если неудачливый «гонщик» не успел уплатить штраф в установленный законом 15-дневный срок, то сумма штрафа автоматически увеличивается вдвое, по прошествии еще 15 дней – втрое!
А если подобную просрочку в месяц допустит автомобилист Молдавии, то его вообще лишат прав на полгода. Интересная особенность молдаванского законодательства: водителям со стажем вождения менее года не разрешается ездить быстрее 70 км/ч, даже если по знакам можно больше.
В США размер штрафа за превышение скорости зависит от законодательства штата, в котором водитель допустил нарушение. Например, в Нью-Йорке штраф за превышение скорости на 10 миль в час составит 30 долларов, на 30 миль в час – 60 долларов. В штате Пенсельвания максимальный штраф за превышение скорости составляет всего 35 долларов, а в Хьюстоне даже за небольшое превышение придется выложить все 160 «баксов».
Как мы уже отмечали, превышение скорости за границей фиксируется, как правило, камерами. Более того, во многих странах органа идентичного нашему ГИБДД вообще нет. «Дорожными преступлениями» занимается полиция либо ее специальный отдел. Зачастую полиция не выезжает даже на аварии — они оформляются работниками страховых служб. Полиция также не стоит на дороге и не «торгует палками», нарушения фиксируются камерами, а штрафы доходят до виновных.
Если размеры штрафов сравнивать со средним доходом в каждой стране, то получится, что штрафы в России отнюдь не низкие. Почему же наши водители нарушают чаще западных? Во-первых, зачастую сами дороги вынуждают: и ямы по встречке объезжать приходится и парковаться там, где не положено, т.к. парковки просто нет. Во-вторых, русский менталитет с двойными стандартами, когда «ну мне-то можно, я так редко делаю». А возможно и в том, что с нашим гибддшником, как правило, можно «договориться», а вот с камерой диалога уже точно не получится. Соблюдайте правила дорожного движения, будьте культурными водителями и пешеходами. В конце концов, все изменения надо начинать с себя.