Hot rod. Горячие тачки
И старый автомобиль бывает «горячим». Hot rod — тому доказательство. Когда автомобиль, выпущенный в первой половине прошлого века, может на равных помериться...
И старый автомобиль бывает «горячим». Hot rod — тому доказательство. Когда автомобиль, выпущенный в первой половине прошлого века, может на равных помериться силами с современным спорткаром, это действительно «горячо». Что такое rot rod’ы и как возникло hot rod движение — в теме этого номера.
Начнем с этимологии. Словосочетание hot rod является сокращением от hot roadster, что в переводе с английского означает «горячий родстер». Но как это часто бывает, применять понятие «хот-род» стали уже после того, как этот автомобильный феномен возник. А появился он почти век назад.
Фактически все началось в 1911 году, когда Генри Форд выпустил первую массовую модель автомобиля — Model T. Машина была всем хороша, да только ездила медленно. Были люди, которым хотелось большего. Чтобы заставить «Форд» ехать быстрее, доступный и простой в доработке автомобиль настраивали на боевой лад. На серьезную техническую доводку способностей и средств хватало не у всех, поэтому в первую очередь машину облегчали насколько это возможно, выкидывая все ненужное. К «ненужному» могли отнести не только сиденья, внутреннюю обшивку, панели, но и некоторые элементы кузова, например, крылья и капот. Кузов серьезно дорабатывался. Укорачивали стойки, делая тем самым автомобиль ниже, вырезали по кругу части кузова, затем заново сваривая «верх» и «низ», снимали все молдинги и ненужные элементы. Во-первых, такой внешний тюнинг делал автомобиль эксклюзивным в плане дизайна, а во-вторых, улучшались его аэродинамические характеристики.
Для улучшения сцепления с дорогой и аэродинамических показателей меняли и стандартные колеса. Назад ставили большие колеса, а передние оставляли либо родными, либо заменяли на еще меньшие.
Широкие возможности доработки двигателя появилась в 1932 году с появлением у «Форда» нового V-образного восьмицилиндрового мотора. Им комплектовалась новая модель Ford Model В, которая получила прозвище Deuce. Автомобиль стал настоящей иконой хот-род движения.
Конечно, владельцам хот-родов хотелось помериться силами. На западном побережье Америки были распространены «гонки сухих озер». Гонщики приезжали в пустыню Мохаве, что находится северней Лос-Анджелеса, чтобы на открытой местности разогнать свои автомобили до максимальной скорости и выяснить, кто построил самый быстрый хот-род. А скорости к тому моменту уже перевалили за отметку в 100 миль в час.
Стоит отметить, что гонки на высохших соленых озерах не были безопасными. Из-за облаков песка и пыли, которые поднимали автомобили гонщики зачастую ехали практически вслепую, что приводило к авариям. Большие скорости, никакого понятия о безопасности и как следствие множество смертей.
Помимо любительского автоспорта хот-роды использовали и в «прикладных» целях. До 1933 года в США царил сухой закон. Контрабандисты предпочитали перевозить запрещенный алкоголь на хот-родах, т.к. на такой машине можно было с легкостью оторваться от полицейского преследования.
Отметим, что хот-роды не были «автомобилями выходного дня». Поэтому все «боевые» машины ежедневно колесили по дорогам городов, сами собой популяризируя хот-род движение среди американской молодежи. Любители тюнинга (хотя в те годы, этого слова еще никто не использовал) появились с появлением первого автомобиля.
Настоящий расцвет хот-род движения наступил после Второй Мировой войны. Многие солдаты, имевшие дело с техникой, вернулись с войны отличными механиками с навыками ремонта и постройки машин. Технические инновации, появившиеся во время войны стали использоваться и в гражданском автомобилестроении.
Хот-родов на улицах США становилось все больше и увлечение американцев «горячими» машинами набирало обороты. К тому же количество марок и моделей уже не ограничивалось автомобилями Форда. Американская молодежь начала фанатеть от быстрых автомобилей. Естественно, это привело к появлению незаконных уличных гонок. У известных ныне стрит-рэйсинга и дрэг-рэйсинга «ноги» растут из хот-род движения. Уделать на светофоре мажора на дорогой тачке — было одним из любимых развлечений владельцев хот-родов.
В 1948 году в Лос-Анджелесе прошла первая хот-род выставка «National Guard Armory», тогда же появился и знаменитый журнал Hot Rod. Его редактор Пит Питерсен активно пропагандировал хот-род движение по телевидению.
В 1951 году была основана национальная хот-род ассоциация — National Hot Rod Association (NHRA). Под ее эгидой хот-род стал более организованным. Нелегальные гонки сменились безопасными и абсолютно законными гонками drag strips.
Разумеется, были и те, кто не хотел «организовываться». Некоторые остались верными традициям старых уличных гонок. Их автомобили стали в последствии называть стрит-роды (street rods). Закат хот-родов пришелся на 60-е годы. Им на смену пришла новая американская автомобильная эра – эра «мускулов». Muscle cars и появившикся позже pony cars постепенно заменили в сердцах американцев «горячих старичков».
В настоящее время интерес к хот-родам поддерживается многими энтузиастами по всему миру. К тому же сейчас быть хот-родером гораздо оригинальней чем раньше. Сделать хот-род в каком-то смысле несложно, были бы деньги да подходящий ретро-автомобиль. А вот найти последний бывает настоящей проблемой.