«Минал»: гипотезы успеха
«Байкалфарм» все же купил «Минал». Теперь от бурятских водочников потребуются немалые вложения в завод, прежде чем он заработает. Да и спрос может преподнести сюрпризы. Причем как приятные, так и не очень.
«Байкалфарм» все же купил «Минал». Теперь от бурятских водочников потребуются немалые вложения в завод, прежде чем он заработает. Да и спрос может преподнести сюрпризы. Причем как приятные, так и не очень.
Эпопея с продажей «Минала» началась более года назад. Тогда основным препятствием на пути продажи предприятия стала его география. Дело в том, что два основных объекта производственного комплекса минусинского завода — собственно водочное производство и спиртзавод — отстоят друг от друга примерно на 20 км. И еще столько же до железнодорожного тупика.
— Мы показывали завод многим потенциальным инвесторам, — рассказывает директор Енисейской алкогольной ассоциации Валерий Анохин, — но никто из них так и не решился.
Дошло до того, что в апреле этого года завод был выставлен на публичные торги со стартовой ценой в 63 млн рублей. Оптимизма по поводу продажи предприятия за эту цену никто не испытывал.
— Будем каждые две недели снижать цену на 5 млн рублей, — рассказывал в тот момент Анохин, — и полагаю, где-то за 48 млн продадим.
Так и получилось. Бурятская компания «Байкалфарм» приобрела «Минал» за 48,77 млн рублей. Однако этим траты «Байкалфарма» не ограничатся.
— Прежде чем начать производство, нам придется вложить в завод еще как минимум 50 млн рублей, — говорит заместитель генерального директора бурятской компании Андрей Черняев. — Эти деньги пойдут на получение лицензии, установку необходимого оборудования и ремонт зданий и сооружений.
Каких-то иных трат, например, модернизационных, в компании не планируют. Правда, сумма вложений может и без того оказаться больше. По мнению Анохина, чтобы завод нормально заработал, в него нужно вложить еще примерно 120 млн рублей.
Часть этих денег «Байкалфарму» может предоставить край в качестве займа.
— Это будут не бюджетные деньги, а деньги госпредприятий края, — рассказывает заместитель министра промышленности и энергетики Красноярского края Александр Климин. — Пока речь идет о 30 млн рублей, которые позволят хоть немного снизить нагрузку на собственника.
Условия выдачи займа пока не ясны. Удалось выяснить одно — это будут «короткие» деньги.
— Мы планируем, что уже месяца через три нам их вернут, — говорит Климин. — Каков будет процент по этому займу, решит балансовая комиссия, но точно не ниже ставки рефинансирования. Возможно, это будет 12 %.
Меж тем ожидать сколь-либо серьезного прибавления в объемах производства водки в крае вряд ли стоит. По признанию Черняева, пока речь идет о том, чтобы довести выпуск готовой продукции на «Минале» до 400 тыс. дал (проектная мощность завода 1,2 млн дал в год):
— Мы планируем, что «Минал» станет полноправным участником концерна «Байкалфарм».
По сути, это означает, что производимая в Минусинске водка будет поставляться в Бурятию и Иркутскую область и лишь часть ее останется в крае. Черняев подтвердил это, заметив, однако, что пока непонятно, как будут распределены потоки между регионами.
Меж тем производиться на «Минале» будут все те же бренды, что и раньше.
— Продукция «Минала» в свое время пользовалась большим спросом, — говорит один из игроков водочного рынка, попросив не называть его, — однако есть опасения, что за время простоя завода она несколько подзабылась и бурятам придется немало вложить в повторную раскрутку.
Однако собеседник «СВ» признает, что у минусинской продукции есть одно очень мощное преимущество — цена.
— Фокус потребления сейчас сместился в сторону более дешевой водки, — говорит он, — это может сыграть на руку заводу.
Опасения, касающиеся забытости брендов, могут и не оправдаться. По словам Анохина, «Минал» до сих пор помнят и узнают, особенно на юге края:
— Еще весной этого года буряты делали срез спроса, который показал, что минусинскую водку хорошо помнят. Поэтому, я полагаю, спрос на нее восстановится очень быстро.
В «Байкалфарме» не намерены стоять в стороне.
— Ежегодно на продвижение нашей продукции мы тратим около 60 млн рублей, — говорит Черняев, — возможно, с появлением в нашей компании «Минала» к ним добавятся еще 20 млн.
Окажется ли всех этих моментов достаточно для успеха бурятов в Минусинске, никто судить не решается. Как признавали в компании весной этого года, продукция первого краевого приобретения «Байкалфарма» — Канского ЛВЗ, — которая также большей своей частью принадлежит нижнему ценовому сегменту и в общем‑то не совсем забылась, продается не так хорошо, как того ожидали.
Евгений Волошинский, журнал «Сфера влияния», № 06, 5 июля 2010 года.