Кому французское вино алтайского розлива?
Совсем недавно на территории бывшего винзавода в селе Алтайское заложили первые промышленные виноградники. Из урожая планируют делать вино по французской технологии. Сможет ли Алтай снискать себе славу французских провинций?
История одного эксперимента
Первым, кто привез в Алтайский край саженцы винограда, был советский ученый-садовод, академик Михаил Лисавенко, это было еще в 30-е годы прошлого века. Но долгое время виноград в нашем регионе считался неперспективной культурой. Сейчас «виноградное» дело в Сибири активно развивается.
Небольшой виноградник французских сортов был заложен в конце октября прошлого года на территории Алтайского района корпорацией «АлтайСпиртПром». Первую опытную партию из 600 молодых растений доставили из так полюбившейся краевым чиновникам провинции Франш-Конте и посадили под контролем французского виноградаря. Саженцы успешно перезимовали, поэтому было принято решение о посадке в мае еще 12 тысяч саженцев винограда. На плантацию приехал отец Сергий и освятил виноград, благословил всех на удачную посадку и богатый урожай.
На площади в 3 га были высажены шесть разных сортов винограда. Первый урожай ожидают уже осенью следующего года. Главный инициатор «виноградного» эксперимента на Алтае, генеральный директор «АлтайСпиртПрома», заведующий кафедрой бродильных производств Владимир Вагнер отметил, что, несмотря на то, что вино алтайское, технологии производства будут французские. Особенности переработки будут зависеть от погодных условий.
Руководитель «Алтайспиртпрома» подчеркнул, что если наши вина не позиционировать как вина Франции, то на крупный рынок алтайским виноделам не выйти.
«Мы везде будем позиционировать их как вина Франции, произведенные на Алтае. Если мы будем следовать советам французов, то, по их уверениям, наше вино будет котироваться так же, как и французское», — заявил Вагнер.
Сможем ли вырастить?
Такой рискованный эксперимент виноделов Алтайского края оценивают по-разному. У многих возникают опасения по поводу алтайского климата, условия которого далеки от южных областей Франции, где традиционно выращивают виноград.
О том, экстремально или нет взращивать виноград на Алтае, рассказала специалист НИИ садоводства Сибири Галина Макарова.
- Виноград — очень пластичная культура, поэтому у нас он не вымерзает. К примеру, в холодные зимы могут подмерзнуть яблони, вишни, а виноград — нет. Все дело в том, что это укрывная культура, в наших условиях она может только подопревать от того, что укрывается на зиму землей и пленкой. Например, нынешняя зима была холодная, но снег выпал рано, и поэтому мы нисколько не боялись, что лоза замерзнет. Снега было до 70 см, а этого вполне достаточно, чтобы виноград хорошо перезимовал. Гораздо хуже для этой культуры холодное лето, так как сумма активных температур не достаточна для вызревания ягод. Алтайский виноград конкурирует с южными сортами по зимостойкости, но не по урожайности. Каждый год мы снимаем в среднем по 5-6 кг с куста.
Сейчас на кустах нового виноградника в Алтайском появились первые ягоды, виноград отлично растет и развивается, заверила директор ОАО «Алтайский винзавод» Екатерина Елизарова. 4 сентября на виноградники приедут французы, они вместе с нашими специалистами будут проверять ягоды «на сахар», рассказала директор.
А что думают специалисты
Чтобы произвести хорошее вино, мало вырастить виноград, нужно его правильно переработать. Есть ли в Алтайском крае площадка для производства вина по французской технологии, рассказала директор «Алтайского винзавода» Екатерина Елизарова.
- Наш завод полностью оснащен для производства вина, мы можем выпускать до трех тысяч тонн. Делать вино планируем со следующего года. Скорее всего, это будет столовое сухое вино.
На какие рынки будет поставляться французское вино алтайского разлива, пока неизвестно, так же, как и цена, по которой можно будет приобрести новинку.
- Пока мы осваиваем только свои территории – Алтайский край, Новосибирская область. А первая партия вина будет очень небольшой, поэтому, скорее всего, останется в пределах края, — прогнозирует директор.
По мнению Екатерины Елизаровой, производство вина на заводе, где оно в настоящее время вообще не выпускается, будет отлично налажено:
- Наш завод работает уже более 70 лет, технология производства вина здесь изучена, но сейчас мы не занимаемся его выпуском, потому что выйти на рынок и конкурировать с огромным количеством аналогичных напитков сложно. Пока наше предприятие занимается производством минеральной воды, лимонадов. Из алкогольных напитков мы сейчас делаем только специальное коктейльное молодежное пиво на немецком сырье по специальной технологии с добавлением яблочного сока.
Размышления на тему
Галина Макарова, кандидат сельскохозяйственных наук, специалист НИИ садоводства Сибири имени М.А. Лисавенко
- Мне бы очень хотелось, чтобы эксперимент удался. Сомнения вызывает только слишком уж разная технология посадки и ухода за растениями. Дело в том, что во Франции схема посадки — куст на кусте. У нас между ними должно быть расстояние два-три метра. Французы формируют лозу на штамбе, а у нас виноград растет кустом, потому что нам нужно его каждую зиму укрывать. Понятно, что через несколько лет виноград, выращенный по французской технологии, накрыть будет невозможно.
Кроме того, на мой взгляд, очень поспешно высадили такие объемы. Нужно было высадить несколько сортов в небольших количествах, посмотреть, какие из них более устойчивые к климату. Посмотреть за саженцами два года до плодоношения, затем еще года три последить за урожаем. А высаживать уже только те сорта, которые выстояли и показали свою ценность. Говорить о промышленном производстве вина из этого винограда можно будет на четвертый-пятый год.
Василий Морозов, начальник управления сельского хозяйства Алтайского района
- К развитию виноделия на Алтае я отношусь положительно. В нашем районе и раньше выращивали виноград, около 17 разных сортов. Пусть эти новые, французские, но я уверен, что они приживутся и будут отлично плодоносить. Пока давать прогнозы о том, получится ли делать у нас французское вино, не берусь. Но я настроен оптимистично, более того, считаю, что такой эксперимент благоприятно повлияет на экономику нашего района, да и всего края.
Максим Байкалов, председатель «Алтайской Алкогольной ассоциации»
- Сейчас это предприятие рассматривается как экспериментальное, и очень тяжело судить о его результатах. Сомневаюсь, что выйти на российский рынок получится, потому что это очень большие вложения, нужно будет посадить хотя бы 500-600 га винограда. А пока площадь виноградника в Алтайском очень небольшая. На алтайском рынке конкуренция тоже бешеная. Сейчас в регионе производится очень большой спектр алкогольной продукции, это водка, пиво, разнообразные настойки, коньяки, и в том числе вино. Поэтому нужно будет продумать грамотные маркетинговые ходы, чтобы конкурировать с другими производителями. Пока рано давать какие-то оценки. Эксперимент интересный, почему бы и нет.
Безусловно, радует, что власти края активно сотрудничают не только с традиционно дружественными Алтаю регионами, но и находят новые пути развития, в том числе и отношений с далекой Францией. Пекинская утка и сыр по французской технологии, европейский трикотаж и даже совместное предприятие по сборке автомобилей «Пежо» — такие перспективы рисует нам Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, подписанное в 2007 году краевой администрацией. Но кто знает, не окажется ли французский виноград хрущёвской кукурузой? Время покажет….
От редакции
Рассказывают, что в прежние годы в Алтайском крае выпускались качественные и пользующиеся большим спросом десертные вина из облепихи черноплодной рябины, «Рябина на коньяке». Они были популярны как на Алтае, так и за его пределами. Почему бы не возродить их производство, тем более что и облепиха, и рябина у нас имеются в изобилии. Это были бы в значительной мере уникальные продукты, своего рода изюминка. А производителей виноградных вин в мире уже и так достаточно. Нужно ли Алтайскому краю становиться в их ряд?
Алла Филиппова