Недетские проблемы детского дошкольного образования
Власть признается в том, что она наплевала на материально-техническое состояние детских дошкольных учреждений
Всероссийская перепись этого года ещё официально в Иркутске не началась, но уже стало очевидным, что нация наша по численности населения выглядит довольно бледно. Уже сегодня западные аналитики с ехидцей подсчитывают, сколько нас останется лет этак через пятьдесят. Прогноз, прямо скажем, неутешительный. На фоне вымирающего населения в послании Президента прозвучала прямая установка – демографическую ситуацию в стране нужно срочно исправлять. Руководство страны, озаботившись приростом населения и озадачив российских женщин, стало предпринимать меры, которые бы ускорили демографическое положение страны. Ввели родовые сертификаты, увеличили размер пособий на детей, установили дифференцированный порядок компенсаций платы за содержание детей в дошкольных учреждениях в зависимости от количества детей в семье, которые посещают детский сад. Возможно, эти меры как-то и поспособствуют рождаемости. Вот только как этих детишек вырастить, чтобы получился качественный «человеческий материал»? Готова ли наша система дошкольного образования к демографическому перелому, что предпринимает местная власть в этом направлении?
Нас в первую очередь волнуют не только и не столько общероссийские проблемы, сколько местные, иркутские. Ведь и в области дошкольного образования пять лет назад, когда федеральный центр в качестве приоритетного не ставил вопрос исправления демографической ситуации, наша власть выступила пионерами коренных «преобразований». Раз прироста населения нет, демография тощенькая, проштурмовали ситуацию своими мозгами боевые ребята с коммерческой жилкой и решили: штаты детских садов и яслей оптимизировать, читай сократить, а сами помещения вполне можно выгодно (для кого?) продать или сдать в аренду. Сказано – сделано! Отдельно стоящие, компактные, архитектурно привлекательные здания разошлись на ура. В считанные годы уникальный комплекс детских дошкольных учреждений был бездарно разбазарен. Больше всего возмущает то обстоятельство, что новейший, современнейший, крупнейший в Иркутске детский дошкольный учебный комплекс был превращен именно в Бизнес-центр. Бизнесмены пришли к власти и воплотили в жизнь лозунг «Все лучшее – детям!», выбросив их из лучшего в городе детского учреждения и вселившись туда сами. Сегодня им там уютно и комфортно. А детишки наши зачастую воспитываются в полуразвалившихся детских учреждениях, требующих капитального ремонта.
Вот так и получилось, что за последние 6 лет число дошкольных образовательных учреждений в Иркутске сократилось почти в два раза. В результате детские учреждения сегодня могут посещать только 55 процентов детишек соответствующего возраста. Особенно остро стоит вопрос с охватом детей ясельного возраста. Родители вынуждены рано утром тащить своего чада через весь город в д/у, а затем, опять через весь город, тащиться на работу. Хотя о действительном учете потребности иркутян в местах в д/у говорить вообще не приходится. Управление образования сегодня самоустранилось от этой проблемы, передав все вопросы очередности заведующим детсадов и яслей. Те определяют, кто и на каких условиях может быть принят в их учреждение. Во главу угла ставится материально-финансовое состояние и потенциальная щедрость родителей. Поборы с родителей – отличительная черта реформации иркутской системы дошкольного и школьного образования.
Детские учреждения нынче родителю обходятся дорого: кроме обозначенной местным самоуправлением официальной платы родители еще должны приплачивать по принудительно-добровольной статье. Но даже и тем, кто мог бы худо-бедно вносить финансовую лепту в дело поднятия своего чада на ноги, не всегда удается «запустить» его в дошкольное детское учреждение. В очереди на поступление состоят в Иркутске более двух тысяч детей. Но это те, кто записался в очередь, их и посчитали. А сколько тех, чьи родители не имея возможности оплачивать дошкольное воспитание своего ребенка, даже не пытаются вставать в очередь? Знают, при нищенской заработной плате, семейный бюджет, как «Боливар» не выдержит не то, что двоих, но даже и одного.
Благодаря такой «оперативности» и «оборотистости» власть предержащих, в дошкольном воспитании ситуация оказалась, мягко говоря, кризисной. И кризис принял затяжной характер.
Это уже не может отрицать и сама местная власть. В своей Программе комплексного социально- экономического развития Иркутска на период до 2017 года она обозначила следующие проблемы: - «физически и морально устаревшая материально-техническая база учреждений образования, здравоохранения и культуры»; - «недостаточный уровень удовлетворения спроса на услуги дошкольного образования и их качества», - «естественная убыль и демографическое старение населения», - «миграционный отток молодых трудоспособных жителей», и т.д.
Как мы видим, власть признается в том, что она наплевала на материально-техническое состояние детских дошкольных учреждений, которые влачат жалкое существование, донашивая еще советское оборудование, мебель и т.д., кое-как латая их за счет родителей. Что мест и квалифицированных кадров в д/у катастрофически не хватает.
Без поддержки населения, без поддержки крупнейших предприятий города ничего власть не добьется. В таких условиях процветать может только коррупция и вороватые чиновники, но не город, не общество. И мэр города должен быть тем связующим звеном, которое необходимо сегодня и городу, и предприятиям, и бизнесу, и населению.