Кризис красноярской авиации затягивается

Кризис красноярской авиации затягивается

Когда в 2008 году буквально за несколько месяцев разорилась компания-монополист «КрасЭйр», красноярский рынок авиаперевозок просто впал в ступор. И до сих пор власти региона не могут решить все проблемы, возникшие после таких перемен.

Когда в 2008 году буквально за несколько месяцев разорилась компания-монополист «КрасЭйр», красноярский рынок авиаперевозок просто впал в ступор. И до сих пор власти региона не могут решить все проблемы, возникшие после таких перемен. Оказалось, что краевой авиапарк практически рассыпается, аэропорты нуждаются в серьезной реконструкции, во многих районах края взлетно-посадочные полосы не могут принять практически ни одного нового самолета. Что уж говорить о долгах, которые остались от «Красноярских авиалиний».

Так что же ждет в ближайшем будущем региональный рынок авиаперевозок — развитие или стагнация? Но для начала стоит вспомнить с чего все началось, вернее сказать, с кого...

С новым именем, но старыми долгами

Сегодня всю организацию авиаперевозок осуществляет ООО «Аэропорт Емельяново». Однако три года назад имущество аэропорта, собственно, как и авиакомпании «Красноярские авиалинии», принадлежали одному юридическому лицу - 51% акций был в руках федерации и 49% у небезызвестных братьев Абрамовичей. Когда в 2008 году произошло разделение на авиакомпанию и аэропортовое предприятие ОАО «Аэропорт Красноярск», на последних упали основные долги, включая долг Росрезерву за топливо и долги по облигационным займам «Эйр Юнион». Конечно, справиться с долгами в 2,5 млрд рублей такому предприятию было невозможно. В том же году, когда принималась федеральная целевая программа по созданию хаба, было принято решение передать акции аэропорта, принадлежащие федерации, в собственность Красноярского края.

Спустя пару месяцев альянс начал разваливаться, и аэропорту стало не под силу обслуживать долги, появился реальный риск остановки производственной деятельности аэропорта. Чтобы обеспечить непрерывность технологического процесса, краевые власти создали новое предприятие под названием ООО «Аэропорт Емельяново».

В рамках процедуры выкупа имущества авиакомпании власти забрали всю первую линейку перед перроном. То есть, государство выкупило у авиакомпании имущество, необходимое для функционирования аэропорта, а вырученные средства были направлены на погашение долгов по зарплате сотрудникам «КрасЭйр». Выкупленное имущество стало основой для функционирования ООО «Аэропорт Емельяново», которое начало работать с 1 июня 2009 года, когда был получен сертификат у Росавиации.

Сегодня ОАО «Аэропорт Красноярск», находящееся в процессе банкротства, оказывает услуги ООО «Аэропорт Емельяново» в части обеспечения теплом, водоснабжения и водоотведения, поскольку в собственности ОАО «Аэропорт Красноярск» все ещё осталась котельная, очистные сооружения и ряд других объектов инженерной инфраструктуры.

В настоящее время 51% акций компании ОАО «Аэропорт Красноярск» принадлежит правительству края и 49% братьям Александру и Борису Абрамовичам. «В ситуации с господами Абрамовичами мы были подвешены на крючке. В любой момент они могли помешать операционной деятельности всего комплекса. На протяжении трех месяцев мы вели с ними переговоры, в результате которых за 180 млн рублей выкупили все нам необходимое и создали единый производственный комплекс: теперь все здания и оборудование, необходимое для обслуживания воздушных судов и обеспечения единого производственного процесса, принадлежит Красноярскому краю и ООО «Аэропорт Емельяново», - объяснил министр промышленности и энергетики края Денис Пашков.

К 2018 году авиапарк края обеднеет...

Однако, более или менее разобравшись с красноярским аэропортом и оставшимися долгами, встала ребром другая проблема внутрикраевых перевозок — старение авиапарка, которую, к сожалению, отечественная промышленность решить не в силах. Так, к 2018 году закончатся все сроки эксплуатации самолетов Ан-24 и Ан-26, на которых сегодня летают красноярцы, а заменить эти суда практически нечем. И скорее всего, в ближайшее время ничего не изменится. Надежда остается только на Ан-140 (производится в России совместно с Украиной и Узбекистаном), который, по идее, должен был прийти на смену Ан-24 и Ил-114 Ташкентского завода. Так что называть его отечественным, мягко говоря, неуместно.

Состояние аэропортов и наземной инфраструктуры не позволяет региону покупать самолеты за рубежом. Многое из иностранной авиации просто не сможет сесть на взлетно-посадочных полосах, находящихся в районах Красноярского края.

Что касается самолетов L-410, о которых власти края заявляли еще в феврале этого года, то в настоящее время проект покупки этих самолетов еще находится на стадии разработки. До конца ноября планируется окончательно разобраться с государственной поддержкой и региональным бюджетным финансированием по приобретению L-410. И как только все вопросы будут решены, закупят три-четыре машины.

Кроме того, на территории края реализуется проект компании «Аэрогео». Раньше она считалась исключительно вертолетной, но сейчас приобретает самолеты Cessna. “Я надеюсь, что проект дойдет до логического конца и в декабре они получат первые машины. В них 9 мест, это машины с хорошей экономикой, садятся практически на любые полосы. Я думаю, что как раз по таким направлениям как Мотыгино, Богучаны, Кодинск, Енисейск, Абакан они и будут летать. Но повторюсь, у нас нет воздушного судна на 50 мест, которое обеспечило бы нам экономику на направлениях Игарки, Хатанги, Туруханска, куда не дотянутся ни L-410, ни Cessna. К сожалению, заменить Ан-24 нечем”, - подчеркнул Денис Пашков.

Северяне поменяли базового перевозчика

Но и это еще не все, что мешает динамично развиваться региональным авиаперевозкам. Помимо неопределенностей с обновлением регионального авиапарка, существует еще и проблема единого перевозчика на территории края. Весной этого года губернатор Лев Кузнецов подписал соглашение с гендиректором «Норильского никеля» Владимиром Стржалковским о создании перевозчика на базе принадлежащей ГМК авиакомпании «Таймыр», "КАТЭКАВИА" и «КрасАвиа». Правительство заверяет, что работает в рамках подписанного соглашения, и как раз самолеты, которые планируется закупить, будет приобретать для «КрасАвиа». Но вот процесс объединения до сих находится на стадии обсуждения.

В первую очередь, будут объединены «КрасАвиа» и «КАТЭКАВИА», которые конкурируют между собой не только внутри края, но и за его пределами. А благодаря объединению будет снята не только проблема внутренней конкуренции, но и легче будет обновлять авиапарк.

При этом не стоит забывать, что одна компания является частной, другая — государственной. В настоящее время региональные власти обсуждают наиболее приемлемый вариант объединения. Либо это будет дополнительная эмиссия акций «КАТЭКАВИА», которая будет оплачена путем внесения государственного имущества, либо создание новой компании, где опять вкладом будет имущество государства.

Процесс присоединения третьей авиакомпании «Таймыр» будет намного сложнее. Существует вертолетное подразделение, базирующееся в Норильске, есть московский филиал, который оперирует большими воздушными судами, есть собственная программа приобретения АТР 42-500. Тем более, что данная авиакомпания должна стать базовым перевозчиком. До конца года они должны завершить все процедуры, связанные с приобретением воздушных судов, и зайти сюда на базирование со своими бортами.

Кстати, в прошлом году власти края базовым перевозчиком планировали сделать «КрасАвиа», но с приходом компании «Норникеля», правительство посчитало бессмысленным тратить миллионы бюджетных средств, когда уже есть серьезный инвестор, готовый развивать авиакомпанию, которая будет базироваться в аэропорту. Так что недолго думая, чиновники свернули первоначальный проект по «КрасАвиа».

Региональной авиацией заинтересовались в СФО

Развитием региональной авиации уже занялись на уровне федерального округа. Не так давно полномочный представитель президента в СФО Виктор Толоконский предложил создать казенные федеральные предприятия, которые будут ответственны за эксплуатацию малых аэропортов.

Кроме того, среди конкретных действий полпред назвал включение удаленных территорий в общую федеральную программу субсидирования дальних авиационных пассажирских перевозок. При этом потребуется участие и самих субъектов. «Межрегиональные и внутрирегиональные авиаперевозки должны быть окупаемыми, но при небольшом пассажиропотоке это можно сделать только на основе определенных субсидий. Поэтому потребуется дополнительная программа субсидирования со стороны бюджетов субъектов Федерации. Без этого нельзя осваивать этот вид транспортного сообщения, развивать авиационный парк», — подчеркнул Виктор Толоконский. Уже к декабрю он пообещал тщательно рассмотреть все предложения и подготовить подробный план развития с учетом уже озвученного.

Создание базового перевозчика на территории Красноярского края - это лишь первая ступень в решении всех авиационных проблем. Властям и местным авиакомпаниям придется найти ни один десяток миллионов рублей и на реконструкцию взлетно-посадочных полос, и на ремонт аэропортов, и на новые самолеты, которые к тому же должны будут подходить все к тем же взлетным полосам и аэропортам. Так что, видимо, не скоро еще нашей авиации подует попутный ветер.

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

Красноярский цементный завод подводит итоги за девять месяцев

Красноярский цементный завод подводит итоги за девять месяцев

Сотни тысяч тонн продукции, борьба с фальсификатом и глобальные планы на будущее

Красноярский цементный завод отпраздновал 80-летний юбилей

Красноярский цементный завод отпраздновал 80-летний юбилей

26 октября 1944 года Красноярский цементный завод выпустил первую партию цемента

Комбинат «Волна» подводит предварительные итоги строительного сезона – 2024

Комбинат «Волна» подводит предварительные итоги строительного сезона – 2024

В 2024 году на предприятии запущена в эксплуатацию новая высокотехнологичная линия

Как сибирякам получить от банка максимальный процент по вкладу

Как сибирякам получить от банка максимальный процент по вкладу

Специалисты подсказали, как грамотно использовать накопления

Капитальный ремонт инженерных сетей в Норильске

Капитальный ремонт инженерных сетей в Норильске

В городе Норильске Красноярского края продолжается капитальный ремонт инженерных сетей

Встречаемся на ракете! Университет Решетнёва приглашает на День открытых дверей

Встречаемся на ракете! Университет Решетнёва приглашает на День открытых дверей

Изюминкой Дня открытых дверей станут сорок интерактивных площадок от партнёров университета

Человек и его век. В Университете Решетнёва торжественно открыли именную аудиторию М.Ф. Решетнёва

Человек и его век. В Университете Решетнёва торжественно открыли именную аудиторию М.Ф. Решетнёва

Уже завтра новая аудитория Университета Решетнёва перейдет в деловой режим работы

ФОТОРЕПОРТАЖ >

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Зрителям подготовили много интересного. Они даже смогут сами поучаствовать в спектаклях. Что гостей театра ждет еще?

«Лишь бы раздуть шумиху»: Sibnovosti проверили кухню кафе, где красноярцам подали бургер с червями

«Лишь бы раздуть шумиху»: Sibnovosti проверили кухню кафе, где красноярцам подали бургер с червями

Какую работу над ошибками провели, и почему дочь известного депутата, которая и купила булку с «сюрпризом», отказывается идти на контакт. Фоторепортаж с места

Прыжки в пустоту, живая музыка и квартира без ножа: где отдохнуть на Шира и сколько это стоит

Прыжки в пустоту, живая музыка и квартира без ножа: где отдохнуть на Шира и сколько это стоит

Корреспондент Sibnovosti.ru три дня пробыл на хакасских озерах и расскажет, что там посетить. Все «плюсы» и «минусы» местного отдыха – в нашем репортаже

СТАТЬИ >

В Красноярске прошла конференция «Спорт и общество: энергия изменений»: эксперты обсудили социальные инициативы и их влияние на общество

В Красноярске

В Красноярске прошла конференция «Спорт и общество: энергия изменений»: эксперты обсудили социальные инициативы и их влияние на общество

70 участников из 10 регионов России делятся опытом и проектами, подчеркивая роль спорта в решении социальных проблем и развитии общественных инициатив

Как выбрать окна в дом, коттедж или бизнес центр, и не прогадать? Производственная компания «Современные окна», работающая в Красноярском крае уже почти четверть века, знает ответ

Общество

Как выбрать окна в дом, коттедж или бизнес центр, и не прогадать? Производственная компания «Современные окна», работающая в Красноярском крае уже почти четверть века, знает ответ

Сегодня «Современные окна» — одна их немногих компаний в регионе, которая использует полностью автоматизированную линию с лучшим оборудованием по мировым стандартам

Полезные советы от Красноярскэнергосбыта для дачников и отпускников

Общество

Полезные советы от Красноярскэнергосбыта для дачников и отпускников

С приближением лета Красноярскэнергосбыт напоминает, что даже если вы уехали на дачу или в отпуск, решить вопросы с энергосбытовой компанией можно с помощью онлайн-сервисов

В Красноярске на Железнодорожном вокзале развернулось театрализованное шоу в честь Дня Победы

Общество

В Красноярске на Железнодорожном вокзале развернулось театрализованное шоу в честь Дня Победы

Под аккомпанемент духового оркестра артисты выступили с танцевальным шоу. Фото: Красноярский паблик «Ведомство. Сибирь»

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Экономика

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >

«Выбирал женщин постарше». Жена маньяка-таксиста из Абакана рассказала о жизни с ним

«Выбирал женщин постарше». Жена маньяка-таксиста из Абакана рассказала о жизни с ним

Стелла Комиссарова — женщина абаканского маньяка Дмитрия Лебедя встречалась с ним больше двух лет

Красноярская парковка на Красной Армии признана лучшей в России

Красноярская парковка на Красной Армии признана лучшей в России

Результаты конкурса стали известны в Москве на международной выставке

Президент России Владимир Путин обратился к гражданам в связи с изменением ситуации в зоне проведения СВО

Президент России Владимир Путин обратился к гражданам в связи с изменением ситуации в зоне проведения СВО

Обращение президента прокомментировал губернатор Красноярского края Михаил Котюков

Похолодание до -14 придет в Красноярск на выходных

Похолодание до -14 придет в Красноярск на выходных

В воскресенье будет немного теплее