Транспорт Красноярска зашевелился
К концу года власти вплотную взялись за транспорт, причем на этот раз попытались учесть, как интересы перевозчиков, так и самих пассажиров.
Транспортные проблемы всегда были, есть и, видимо, будут существовать в Красноярске. Все помнят, сколько возмущения было высказано горожанами, когда меняли схемы маршрутов автобусов и их номера. Не один месяц ушел на то, чтобы стабилизировать ситуацию и успокоить пассажиров. А сколько перевозчики настаивали на повышении проезда, вплоть до отказа выходить на линии. В результате, власти и маршрутчики договорились, и тариф увеличили на 2 рубля - до 13 рублей. Однако, перевозчики и этим остались не довольны, они просили поднять тариф до 15 рублей. До сих пор Госавтоинспекция борется с поведением водителей маршрутных автобусов на дорогах города, особенно частников. Что говорить про тот хаос, когда вводили социальную карту льготника.
В общем, проблемам, касающихся городского транспорта, нет конца и края. И все же кое-какие положительные сдвиги наметились. К концу 2010 года власти вплотную взялись за транспорт, причем на этот раз попытались учесть как интересы перевозчиков, так и пассажиров.
Электронные кошельки красноярцев
С 1 ноября для красноярцев ввели транспортную карту. Сразу стоит сказать, что электронная система платежей на транспорте вводилась экспериментально и пока только в Красноярске. Соответствующее постановление было опубликовано еще 9 сентября, однако фактически транспортные карты начали действовать только с начала ноября.
Пластиковая электронная карта является своеобразным электронным кошельком: занесенные в него денежные средства используются для оплаты проезда в общественном транспорте, позволяя пассажирам осуществить безналичный расчет. Для пассажиров, недовольных количеством мелочи, которую дают на сдачу кондукторы, это вообще идеальный вариант уберечь нервы. Кстати, как отметил на днях руководитель департамента транспорта администрации Красноярска Олег Якубович, до 55% всех обращений, поступающих в адрес департамента, касается именно конфликтов кондуктора и пассажира, которого не устраивает каждый раз получать на сдачу 10-копеечные и 50-копеечные монеты. «Транспортная карта поможет избежать подобных ситуаций», - подчеркнул глава департамента.
Стоимость транспортной карты составляет 100 рублей, минимум карту нужно пополнить на 350 рублей, максимальный платеж достигает 10 тысяч рублей. Как объяснил генеральный директор компании «Красноярскавтотранс», которая контролирует систему электронных платежей, Марат Саитов, в себестоимость карты включены следующие затраты: 76 рублей идет на само изготовление карты, остальные средства рассчитаны на изготовление буклета, который прилагается к карте, индивидуальной упаковки. Кроме того, часть средств берут компании, через которые распространяются транспортные карты. Приобрести карты можно в почтовых отделениях, а также супермаркетах «Командор», «Красный яр» и «Каравай».
Интересный факт: срок годности у карты рассчитан на 80 лет. Карта не является индивидуальной, и ее можно отдавать в пользование. Однако, рассчитываться по этой карте двум пассажирам одновременно будет невозможно. Если в течение полугода картой ни разу не воспользовались, то она автоматически будет заблокирована. Это делается для защиты от мошенников, отметил Марат Саитов. «Каждые полгода на карте меняются ключи безопасности. В случае непользования картой в пределах этого срока, владельцу придется ее активировать у наших специалистов. В остальных же случаях, ключи безопасности меняются автоматически, без ущерба для владельца», - добавил он. В случае утери карты, средства, оставшиеся на ней, не возвращаются. «Мы разрабатывали эту карту по типу «кошелька с деньгами», - подчеркнул глава «Красноярскавтотранса».
Карта рубль бережет
Еще большую пользу от приобретения транспортной карты красноярцы поняли, когда правительство все-таки подписало постановление об увеличении тарифа в автобусах Красноярска. Стоимость проезда по транспортной карте ниже, чем за наличный расчет, и составляет 12 рублей на автомобильном транспорте. То есть с каждой поездки пассажир экономит один рубль.
И если еще в ноябре транспортную карту обслуживали лишь несколько маршрутов, и те муниципальные, то на сегодняшний день из 81 действующего маршрута их количество увеличилось до 63-х:
Муниципальные автобусы
№4 «п.Таймыр -Железнодорожная больница»
№10 «Автовокзал «Восточный» - ОАО «Красфарма»
№11 «ул. 3-я Дальневосточная – Железнодорожный вокзал»
№12 «Предмостная площадь-п. Удачный»
№13 «Междугородний автовокзал — п.Песчанка»
№14 «пос. Овинный-Железнодорожный вокзал»
№18 «Предмостная площадь -Сады»
№19 «Стела — Причал»
№22 «Спортзал – п. Индустриальный»
№25 «Речной вокзал - ОАО «Краслесмаш»
№26 «Железнодорожная больница - Плодово-ягодная станция»
№31 «Академгородок - ЛДК»
№32 «Госуниверситет - ул. 3-я Дальневосточная»
№35 «Академгородок –Госуниверситет -Ветлужанка»
№37 «Железнодорожный вокзал – Фанпарк «Бобровый Лог» - Базаиха»
№40 «Предмостная площадь - Полигон»
№52 «Предмостная площадь - Мясокомбинат»
№55 «Ж/д вокзал – пос. Цементников»
№61 «Солнечный – Шинное кладбище»
№64 «Солнечный – Железнодорожный вокзал»
№69 «Мкрн. Солнечный – Спортзал - ОАО «РУСАЛ»
№76 «Северный - Академгородок»
№87 «Мкрн. Ветлужанка – мкрн. Солнечный»
Коммерческие перевозчики
№2 «Автовокзал Восточный – Академгородок»
№5 «ОАО Красфарма – п. Таймыр»
№6 «Северный – п. Водников»
№8 «Д/К Кировский – Северный»
№23 «ЛДК – мкр. Солнечный»
№27 «Полигон – Регистрационная палата»
№34 «Ж/д больница – п. Таймыр»
№38 «п. Таймыр –Академгородок»
№43 «Автовокзал Восточный – мкр. Ветлужанка»
№ 47А,Б «мкр. В. Черемушки – ул. Мичурина – мкр. В. Черемушки»
№49 «Ветлужанка — Кардиоцентр»
№50 «Солнечный – Стела»
№51 «Госпиталь ВОВ – Спортзал»
№56 «Автовокзал Восточный – Железнодорожный вокзал»
№60 «Автовокзал Восточный – мкр. Солнечный»
№63 «Солнечный – Академгородок»
№65 «Д/К Кировский – Северный»
№68 «Госуниверситет – Спортзал»
№71 «Спортзал – п. Таймыр»
№74 «Кардиоцентр – п. Шинников»
№77 «КРАЗ - Ж/Д больница»
№79 «Д/К «Кировский» - ул. Рокоссовского»
№80 «ОАО Красфарма – мкр. Ветлужанка»
№83 «Академгородок – пр. Ульяновский»
№88 «Госуниверситет – Спортзал»
№89 «П. Таймыр – ДК Кировский»
№94 «ЛДК – ТЭЦ 3»
№95 «ЛДК – мкр. В. Черемушки»
Троллейбусы
№4 «Ж/д вокзал – ул. Калинина - Ж/д вокзал»
№5 «Студ. Городок - Ж/д вокзал»
№7 «Ж/д вокзал – Спортзал»
№8 «Студ. Городок – Северный»
№11 «МАВ - КРАЗ»
№13 «Ж/д вокзал – ул. Копылова - Ж/д вокзал»
Трамваи
№2 «Пос. Энергетиков - КрасТЭЦ»
№4 «КрасТЭЦ – Предмостная площадь»
№5 «Пос. Энергетиков – Предмостная площадь»
№6 «Пос. Энергетиков – Предмостная площадь»
№7 «КрасТЭЦ – Предмостная площадь»
Как обещают власти, к концу 2010 года подпишут договор по обслуживанию транспортных карт оставшиеся перевозчики.
Красноярских перевозчиков не устроило недавнее увеличение тарифа
Еще одним потрясением для красноярцев стало повышение стоимости проезда в общественном транспорте на два рубля. Правда, нельзя не отметить, что тариф не поднимался в течение последних двух лет. Власти и перевозчики никак не могли прийти к единому решению. Перевозчики просили 15 рублей, но чиновники приводили в ответ свои расчеты, в которые эта сумма никак не вписывалась.
В результате, с 1 декабря проезд в автобусах Красноярска увеличился с 11 до 13 рублей. Но перевозчики продолжают твердить, что рынок пассажирских перевозок усугубляется с каждым днем.
По данным владельцев компаний-перевозчиков, в предбанкротном состоянии находится 90% красноярских коммерческих предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки. Среди ярких примеров недавно обанкротившаяся компания «Красбус», работающая по маршрутам №43, 2 и 79. За долги банк отобрал у перевозчика 30 автобусов, которые позже были проданы Ростовской области. Из-за банкротства компании в маршрутной системе города возникла брешь, красноярцы ожидали автобусов по 30-40 минут. Тогда проблему удалось решить с помощью использования резервных автобусов муниципальных предприятий.
И как утверждают сами перевозчики, это ситуация происходит не первый раз. У большинства компаний есть непогашенные долги перед кредитными организациями. Многие ведут переговоры о реструктуризации долгов, увеличивают срок погашения кредитов и т.д.
Причина тяжелого финансового состояния перевозчиков, по мнению участников рынка, в сдерживании роста тарифов на проезд. И увеличение стоимости проезда на два рубля не спасет ситуацию, поскольку этих денег не хватит для поддержания предприятий на уровне рентабельности.
Ведь с учетом внедрения транспортной карты, фактически проезд увеличился на один рубль. Соответственно, перевозчик будет в итоге получать по карте 11,60 рублей и 10,80 рублей по социальному билету. По мнению перевозчиков, система электронных платежей обречена на провал.
Однако в департаменте транспорта утверждают обратное. «Для перевозчиков данная система достаточно выгодна. Ведь те 350 рублей, которыми будут пополнять красноярцы свои карты, будут идти в счет предоплаты, так сказать аванс за еще несовершенные поездки, - объяснил Олег Якубович. - Правда, пока система только отлаживается, и деньги распределяются перевозчикам по факту уже совершенных поездок. Но уже со следующего года ситуация стабилизируется».
А учитывая, что в будущем власти края намерены запустить систему электронных платежей и в других городах региона, остается только ждать результатов от красноярского эксперимента.