Ближний Восток: поживем, увидим!
Уж чего-чего, а хаоса и анархии в России хватает и без революционных событий. Хотя, как показывает практика, революция в современном мире может начаться абсолютно внезапно.
Из-за стремительности происходящих в Северной Африке событий их причины и вероятные последствия никто толком объяснить не может.Даже самые маститые эксперты на вопрос об истоках арабского бунта произносят лишь набор фраз с общим смыслом - «поживем, увидим». Русские патриоты при этом привычно кивают в сторону госдепартамента США.
США, однако, судя по невнятной реакции на события в Африке, сами в шоке от случившегося. Более того, выступая на заседании Конгресса, председатель совета экономических экспертов при Белом доме Бен Бернанке заявил, что виной всему действия российского правительства, которое запретило экспорт зерна. В Египте, получавшем много зерна из России, выросли цены на продовольствие, что и спровоцировало недовольство и последующие бунты. Версия более чем сомнительная, но ясно показывающая - за океаном удивлены не меньше нашего.
Также против версии американского вмешательства работает и тот факт, что для того, чтобы более-менее успешно покинуть Афганистан, Соединенным Штатам и их западноевропейским союзникам нужна хотя бы относительная стабильность в регионе. А тут возникает вполне реальная опасность, что к власти в ведущих государствах арабского мира могут прийти идейно близкие к «Аль-Каиде» силы. Не говоря уж о том, что стремительно растущие цены на нефть затруднят выход из экономического кризиса. И так США вроде бы вне подозрений.
Если же пренебречь версиями мирового еврейского заговора, деятельностью тамплиеров, волнами планеты Сириус и прочей клиникой, то получается, что причина африканских революций - всего-навсего усталость населения от бесконечно правящих правителей.
Началось все, как известно, в Тунисе. 17 декабря в городке Сиди-Бузид совершил самосожжение разорившийся уличный торговец. 24 декабря в стране начинаются массовые акции протеста, а уже 14 января бессменный с 1987 года президент страны Зин Аль-Абидин бен Али бежит из страны в Саудовскую Аравию. С этого момента восстания в Северной Африке начинают приходить с ошеломляющей регулярностью. На сегодняшний день восстаниями охвачены Египет, Йемен, Бахрейн, Ливия и Оман. В Египте уже свергнут казавшийся вечным режим Хосни Мубарака, в Ливии идёт полномасштабная гражданская война.
При этом, ещё недавно все эксперты в один голос заявляли, что уж в Ливии-то революция никак не возможна, строй там совсем не такой, как в Египте и Тунисе, и сама структура ливийской власти утроена так, что исключает какие бы то не было народные выступления. Оказалось, не исключает.
Хотя сразу после начала египетской революции красноярский политолог и специалист по странам Магриба Сергей Стакутис говорил о том, что угроза распространения волнений на Ближний Восток и далее по арабскому миру минимальна, поскольку это совершенно другие регионы со своими проблемами, отличными от северо-африканских. Но и это оказалось не так, а значит, бунтарские настроения вполне могут перекинуться и на Аравийский полуостров. Точнее, уже перекинулись - в Омане полным ходом идут народные выступления.
Переоценить последствия подобного хода событий сложно. Ближний восток на сегодняшний день - крупнейший мировой экспортёр нефти. Дестабилизация в этом регионе может вызвать такой рост цен на энергоносители, которого ещё не знала история. По оценкам некоторых экспертов, цена за баррель может дойти до 200 долларов. Такое подорожание сильно ударит по ещё не успевшей отойти от кризиса мировой экономике. И для России это ничего хорошего не предвещает, что признает, в частности, и премьер-министр Владимир Путин. «Мы с вами сейчас видим риски и угрозы, связанные с ростом цен на нефть. Сегодня биржи зафиксировали уже 118 долларов за баррель. Это, конечно, серьезная угроза экономическому росту в мире... Хочу сказать вам, что и российская экономика в этом не заинтересована... Мы понимаем, что если темпы мировой экономики будут снижаться, то это негативно отразится и на нашей экономике», - сообщил премьер во время визита в Брюссель.
Вторая опасность, исходящая от волны африканских революций - вполне реальная возможность прихода исламистов к власти в странах победившей революции. По словам Сергея Стакутиса, наибольшая опасность подобного сценария существует в Египте, где сильны позиции религиозной организации братья-мусульмане.
«Братья–мусульмане» - организация, основанная в 1928 году и ставящая своей целью создание «Великого исламского халифата», считается матерью всех террористических исламистских организаций и одной из главных движущих сил египетской революции. На выборах в парламент Египта в 2005 году кандидаты от «Братьев-мусульман», участвовавшие в выборах как независимые, получили 88 мест (20% состава парламента), составив наибольшую по численности оппозиционную фракцию. И это при том, что официально деятельность «Братьев» находилась под запретом. Сейчас, после падения режима Мубарака, позиции движения существенно усилились. Последствия такого хода событий также крайне негативны. Уже сегодня Египет де-факто вышел из блокады Палестины, предоставив право прохода Иранским военным кораблям с грузом гуманитарной помощи, а значит, в скором времени можно ожидать очередной арабо-израильской войны с трудно прогнозируемым результатом. Вообще, появление в Северной Африке демократии западного типа маловероятно, а, следовательно, в лучшем случае, нас ждёт восстановление авторитарных правительств, в худшем же - исламская диктатура по типу иранской. Все это может привести к появлению исламской супердержавы и такому росту мировой напряжённости, которой не было со времён холодной войны. К счастью, этот совсем уж мрачный сценарий маловероятен, слишком уж глубоки внутренние противоречия арабского востока. В любом случае, приход к власти исламистов означает увеличение финансирования мирового терроризма и рост числа терактов по всему миру, в том числе и в России.
Кстати, о России. Как скажутся события в далёкой и жаркой Африке на жителях Российской Федерации и тем более - Красноярского края? Ну, во-первых, бензин - уже сейчас можно с уверенностью сказать, что он подорожает. За ним, как водится, потянутся и остальные продукты. Это, как говорил Шерлок Холмс, раз. Во-вторых, подорожает отдых на Средиземном море - египетские курорты закрыты, и Турция с Грецией, естественно, поднимают цены. Если же в Египте к власти придут исламисты, полежать в шезлонге с коктейльчиком там вряд ли удастся. Сами курорты, скорее всего, не закроют - Египет слишком зависит от туристического бизнеса, чтобы полностью от него отказаться. Однако, кто был в Дубаи, не даст соврать - открытые купальники, алкоголь и прочие вольности останутся в прошлом. Это два. Ну и, наконец, рост нефтяных цен может вызвать новый мировой кризис. Чтобы понять, чем это грозит, достаточно вспомнить 2008-2009 год.
И ещё раз о России, один из самых часто задаваемых вопросов по поводу североафриканских событий звучит примерно так: «Когда и у нас?». Прямые параллели, однако, проводить довольно сложно, искать образцы политического поведения в арабском бунте - сознательно занижать планку для России. На сегодняшний день революционной ситуации в стране не наблюдается: нет ни достойных лидеров, ни революционно настроенного народа, на улицы никто выходить не желает. Да и, слава богу, если честно, уж чего-чего, а хаоса и анархии в России хватает и без революционных событий. Хотя, как показывает практика, революция в современном мире может начаться абсолютно внезапно.
Фото: кадр телеканала "Россия-24".
«Аль-Каида в странах исламского Магриба» -Деятельность данной организации запрещена