Льготный компромисс
Транспортная реформа в Новосибирской области снизила стоимость проезда, но ударила по кошельку льготников.
Транспортная реформа в Новосибирской области снизила стоимость проезда, но ударила по кошельку льготников. Пенсионеры недовольны нововведением – теперь по социальной карте можно совершать лишь 30 поездок в месяц. Частные перевозчики тоже против – с 1 января им пришлось снизить стоимость поездки в автобусе с 16 рублей до 14 рублей. При всем том решение правительства Новосибирской области имеет четкое обоснование и в нынешней непростой экономической ситуации является едва ли не единственно верным. Ограничение количества льготных поездок и снижение тарифов на проезд в коммерческом транспорте – меры, которые позволили избежать «перекосов» при планировании бюджета на 2011 год и «урезания» других льготных статей расходов.
Точный расчет
Новые транспортные тарифы в Новосибирской области начали действовать с 1 января 2011 года. Теперь стоимость проезда в коммерческих автобусах подешевела с 16 до 14 рублей. В то же время подорожала стоимость проезда в муниципальном транспорте в среднем на 1-2 рубля: поездка на трамвае и троллейбусе обойдется в 12 рублей, на метро – в 15 рублей. До этого большинство муниципальных автобусов работало на тарифах 10 и 12 рублей, а трамваи и троллейбусы – 9 и 11 рублей.
В новосибирском минтрасе считают, что поднять стоимость проезда в муниципальном общественном транспорте было необходимо – сейчас у государственных перевозчиков большие проблемы с обновлением подвижного состава и выплатой заработной платы. К тому же тариф на проезд в муниципальном общественном транспорте в последний раз повышался летом 2009 года, отмечает директор МКП «Горэлектротранспорт» Александр Штумпф. И ситуация с теми же трамваями в Новосибирске критическая – нужно ремонтировать трамвайные пути, обновлять подвижный состав и повышать зарплату работникам трамвайных депо – сейчас она составляет в среднем 13 тысяч рублей. С этими доводами согласен начальник МУП «Новосибирский метрополитен» Владимир Кошкин. По его словам, тариф в размере 15 рублей учитывает инфляцию и необходимость закупать новые поезда, проведение плановых ремонтов станций, вестибюлей, кассовых залов, ремонт вагонов и обеспечение безопасности.
Работающие новосибирцы восприняли изменения в тарифной сетке спокойно – проезд в метро подорожал на рубль, зато проезд в автобусе подешевел на 2 рубля. Рост тарифов в муниципальном транспорте существенной роли для Новосибирска не играет – сейчас около 75% автобусов приходятся на коммерческих перевозчиков.
И если горожанам выгодно снижение тарифов на проезд в автобусе, то частные перевозчики заявили, что данная мера ставит под сомнение дальнейшую работу некоторых маршрутов. Объясняя экономическую подоплеку понижения тарифов на частных маршрутах, в правительстве указали на введение госрегулирования, которое обязывает областное правительство устанавливать предельные транспортные тарифы. Госрегулирование также предусматривает 100% компенсацию транспортникам за льготную перевозку граждан. До 2011 года стоимость проезда по социальным картам коммерческим перевозчикам компенсировалась лишь частично – за каждого льготника они получали 8 рублей.
Интересно, что частники, которым полагается уметь хорошо считать, «не услышали» доводы правительства. По словам начальника управления организации пассажирских перевозок областного минтраса Василия Волокитина, около 30% пассажиров автобуса составляют льготники. Получая 100% компенсацию за поездки по социальным картам, перевозчики ничего не теряют даже при снижении тарифа на 2 рубля. Не теряют, но и не приобретают. Как оказалось, проблема именно в том, что перевозчиков лишили привычного способа увеличения дохода. В новых условиях коммерческим предприятиям придется идти другим путем – работать над качеством обслуживания и оптимизацией маршрута, изучать пассажиропоток. В первую очередь это будет выгодно новосибирцам, которые пользуются услугами общественного транспорта.
Бедный бюджет
Если страсти вокруг изменения тарифов в общественном транспорте удалось усмирить на уровне кабинетных переговоров, ситуация с ограничением льготного проезда вышла из-под контроля и вылилась в серию массовых акций протеста, которые волной прошли по всей области. Отвечая на нападки возмущенных пенсионеров, губернатор Василий Юрченко объяснил, что сумма бюджетных средств, направляемых на обеспечение транспортных льгот, в 2011 году «не уменьшится ни на копейку». То есть составит, как и в 2010 году, 385 миллионов рублей. Позже председатель Законодательного собрания Новосибирской области Иван Мороз, что бюджету области необходимо будет изыскать еще 100 миллионов рублей. При сохранении безлимитного проезда расходы на транспортные льготы пришлось бы увеличить примерно на 500 миллионов рублей. Но экономика области – это не только социальные выплаты, льготы, компенсации и субсидии. К тому же сейчас бюджет Новосибирской области нельзя назвать бюджетом развития даже «на троечку», потому что он весь расходуется на выполнение текущих обязательств, считает председатель комитета по бюджету Законодательного собрания Виктор Осин.
Да и затраты на компенсацию проезда с каждым годом будут значительно увеличиваться. Это будет происходить за счет существенного роста числа поездок по социальным картам. Подобный рост, который в правительстве обозначили как «лавинообразный», фиксируется в Новосибирской области в течение последних нескольких лет при сохранении прежнего уровня количества льготников. Ко всему прочему, специалисты правительства и мэрии Новосибирска утверждают, что решение об ограничении до 30 поездок в месяц «взято не с потолка». По данным специалистов областного министерства транспорта и дорожного хозяйства, в 30 поездок «не укладываются» около трети льготников. В основном это работающие пенсионеры, которые кроме пенсии получают зарплату. Именно их интересы в основном и затрагивает сокращение количества льготных поездок. При этом безлимитный проезд сохраняется для инвалидов, детей-сирот и детей из многодетных семей, ветеранов Великой Отечественной войны. И таких льготников в Новосибирской области немало – около 250 тысяч человек. Горькая пилюля
Аргументы об экономической целесообразности реформы и данные статистики потонули в волне общественного недовольства. С декабря 2010 года льготники провели несколько массовых акций протеста в центре Новосибирска. Пенсионеры штурмовали здания мэрии и правительства, перекрывали движение на Красном проспекте и скандировали лозунги с требованием вернуть безлимитный проезд. Возмущение от сокращения «мизерных ельцинских льгот» вкупе с тоской по «советским пенсиям» заставляют пожилых людей снова и снова выходить на пикеты. И попытка подсластить пилюлю, похоже, не сработала. Заявление губернатора о том, что жители региона, потерявшие родителей в Великой Отечественной войне, будут получать ежемесячное пособие в размере 300 рублей, осталось без внимания. А решение мэрии выдавать адресную помощь тем новосибирцам, которые действительно нуждаются в компенсации проезда, пенсионеры и вовсе назвали «подачкой».
Изменение общественных настроений чутко уловила оппозиция. Для новосибирского отделения партии коммунистов это стало поводом для организации серии акций протеста и выступлений в прессе, а также на заседаниях Заксобрания. Сторону обиженных пенсионеров занял прокурор Новосибирской области Евгений Овчинников, который обратился в Новосибирский областной суд с иском об отмене решения губернатора Василия Юрченко. 27 января суд вынес решение в пользу губернатора, подтвердив тем самым законность решения о сокращении транспортных льгот. В прокуратуре сразу же заявили, что намерены обжаловать решение Облсуда в Верховном суде РФ. Правда, рассмотрение кассационной жалобы может затянуться. Не исключено, что к тому моменту страсти вокруг постановления губернатора уже поутихнут.
Вместе с тем, вопрос об ограничении льгот не закрыт окончательно. Губернатор Василий Юрченко сообщил, что готов вернуться к вопросу о безлимитном проезде, когда в бюджете появится больше средств. Ко всему прочему, депутаты Горсовета сейчас работают над предложением внести коррективы в постановление правительства. В частности, разрешить переносить неиспользованные поездки по транспортной карте на следующий месяц. В любом случае, делать однозначные выводы о результатах изменения тарифов и сокращении льгот пока рано. Оценку нововведениям можно дать лишь по результатам анализа работы транспортных предприятий хотя бы за квартал.