Православие по Чаплину
Статья протоиерея Всеволода Чаплина «Нам нужно не бояться быть христианами», опубликованная в православной народной газете «Русь державная», понаделала в обществе много шума, в очередной раз возбудив дискуссию о месте религии в жизни современного общества.
Статья протоиерея Всеволода Чаплина «Нам нужно не бояться быть христианами», опубликованная в православной народной газете «Русь державная», понаделала в обществе много шума, в очередной раз возбудив дискуссию о месте религии в жизни современного общества.
В статье говорится о разбирательстве в европейском суде по поводу размещения в школах распятий. Суд в этом вопросе встал на сторону церкви, и распятия в итальянских учебных заведениях разрешено оставить. В связи с этим Чаплин призвал верующих не бояться быть христианами. «Нам не нужно бояться быть христианами. Не надо бояться говорить о том, что нашему обществу нужно нравственное обновление, если хотите, нравственная революция. И осуществить ее возможно не своими силами, а крестной силой и силой Божьей благодати. И мы должны это сделать, если нам дорого будущее нашего народа», написал протоиерей.
Напомним, Всеволод Чаплин в РПЦ занимает должность Главы синодального отдела по взаимоотношениям с обществом, поэтому его слова вполне можно рассматривать как официальную позицию церкви. Естественно, за всю церковь, по ее официальному Уставу, может говорить только Поместный Собор, однако о взглядах верхушки церкви по заявлениям отца Всеволода судить можно.
В целом, статью можно считать программной, это практически открытое заявление Русской православной церкви на духовное лидерство в обществе. Казалось бы, ну и что тут такого? Каждая организация, в независимости от того, духовная она или светская, имеет право пропагандировать свои идеи. Однако дело в том, что в своём наступлении РПЦ обходится не только своими силами, но и пользуется активной поддержкой государства, того самого, которое, по Конституции, является светским. Совместная с государством политика уже привела к проникновению религии в школу и армию, а сейчас, похоже, пытается навязать свои нравственные устои и остальному обществу.
В оправдание своего наступления на государственные институты, такие как школа и армия, церковь в основном руководствуется следующими доводами:
1) Православие является традиционной для России религией;
2) Православие исповедует большая часть населения России;
3) Без религии невозможно воспитание нравственного населения.
Что касается первого довода, то тут спорить трудно. Действительно, православие - главенствующая религия на Руси с 988 года, и безусловно имеет некоторые преимущества по сравнению с другими религиями. Однако, проблема в том, что Россия - светское государство, и религия, какой бы традиционной она не была, не может диктовать свои условия всему обществу, а именно на это Православная церковь и претендует.
Тут обычно священнослужители пускают в ход аргумент №2, мол, если большинство населения страны православные, почему бы не сделать религиозные нормы общегосударственными. И действительно, по статистическим исследованиям, православными себя называют более 70% населения. Однако, по данным, которые приводит газета «Церковный вестник», в церковь чаще чем раз в месяц ходят только 6% опрошенных, ещё 13% посещают храм один раз в два месяца, при этом ежемесячное причастие принимает только 1% опрошенных. Видимо, для большинства причисляющих себя к православным, этот ответ лишь подчеркивает национальную самоидентификацию. И правда, кем ещё назвать себя русскому человеку, не кальвинистом же.
Ознакомившись с цифрами, священники пускают вход аргумент №3. Именно поэтому, говорят они, у нас в стране такой бардак, и пора бы уже задуматься над нравственным воспитанием общества, а без церкви это сделать никак не возможно. Однако, основные церковные заповеди описаны законами Российской Федерации, и признаются всеми психически здоровыми людьми в независимости от вероисповедания, либо его отсутствия. Что же касается обычаев, признаваемых церковью нравственными, то современное общество живёт законами, а не обычаями, сказаниями, песнями, баснями, поговорками и прочим фольклором.
Да и подход к нравственности у РПЦ и граждан не воцерковлённых может сильно различаться. Я, например, не считаю безнравственным ни совместное проживание вне брака, ни мини юбки, ни прослушивание Black Sabbath, ни чтение «Кода Да Винчи». Так же как не придерживаюсь креационисткой теории, которую христиане предпочитают теории Дарвина.
Так что граждане священнослужители, проповедуйте среди прихожан, а не навязывайте с помощью государства свои взгляды людям, вашей веры не разделяющим.