Фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита»: Дорогие лица в дешевых декорациях
Вышло, конечно, получше, чем у Бортко, но хуже просто некуда, так что, к сожалению, опять незачет.
Не желает развеиваться проклятие, по слухам лежащее на романе «Мастер и Маргарита». Вот и у Юрия Кары не получилось снять картину, полностью удовлетворяющую поклонников романа Михаила Булгакова. Вышло, конечно, получше, чем у Бортко, но хуже просто некуда, так что, к сожалению, опять незачет.
Однако, причины неудачи здесь абсолютно иные. Если у Бортко всему виной растущие не из того места руки, то у Кары проблема со временем снятия фильма. Это девяностые, и отсюда нелепые костюмы, неважная картинка, перебор обнажённого тела, «остроактуальные» фигуры Гитлера и Сталина на балу, убогие даже для докомпьютерной эры спецэффекты и явно провальные массовые сцены. Бал у сатаны больше похож на подростковый шабаш сатанистов-ПТУ-шников, чем на блестящий приём владыки ада.
От фильма, снятого в 90-е, большего ждать, конечно, глупо. Плохо только, что снять фильм с актёрами такого уровня возможности больше не будет. А актёрский состав просто великолепен: Гафт-Воланд, Филипенко-Фагот, Раков-Мастер, Гармаш-Бездомный, Ульянов-Понтий Пилат. Кастинг практический идеальный. Лично мне не понравилась Вертинская в роли Маргариты. На мой взгляд, роковые красавицы выглядят несколько иначе, однако это уже мои проблемы. Те эпизоды, которые можно вывезти чисто на актёрской игре, идеальны, но там, где нужны декорации и массовка, начинаются ад, кошмар и перестройка, и смотреть на это без слёз практически невозможно.
Сюжет фильма пересказывать, я думаю, бессмысленно. С текстом обошлись довольно бережно, но на экраны вышла сильно порезанная версия. Каре пришлось с трёх часов сократить фильм до двух, и это очень заметно. К концу фильма действие заметно уплотняется, а бегство Воланда с командой просто исчезло. Можно, конечно, устроить по этому поводу истерику, мол, «Где мой умирающий кот с примусом? Где Торгсин? Где керченские селёдки?», но весь роман в фильм всё равно не запихнёшь. А вот сокращать можно было бы и поэлегантнее, не превращая концовку в набор никак не связанных друг с другом сцен. Да и линия Мастера и Маргариты так урезанна, что уместней было бы назвать кино «Фагот и Пилат».
Однако, было бы свинством назвать фильм провалом. Прекрасная музыка Шнитке (это вам не Корнелюк какой-нибудь), бесподобные сцены в древней Иудее (пара Ульянов-Бурляев нереально хороша), проделки Коровьева, чудесный Варенуха в исполнении Борислава Брондукова, огнеподобный Гармаш. Это в плюс. В минус - мутный бал, ватные плечи пиджаков, скомканный финал.
Плюсов явно больше, но окончательным этот вариант экранизации явно не станет, так что ждём новых попыток. Плохо, что спецэффекты будут всё лучше, а вот таких актёров уже не делают.