Проблемы управления. Что общего у Обамы с Жириновским
Несостоявшийся технический дефолт США, крушение авиакомпании «Континент» и визит в Красноярск Владимира Жириновского — три самых обсуждаемых события прошедшей недели. При всей их непохожести, каждая из них является в той или иной степени проявлением общей проблемы — проблемы управления.
Несостоявшийся технический дефолт США, крушение авиакомпании «Континент» и визит в Красноярск Владимира Жириновского — три самых обсуждаемых события прошедшей недели. При всей их непохожести, каждая из них является в той или иной степени проявлением общей проблемы — проблемы управления.
Начнем с дефолта, конечно. 2 августа американский президент Барак Обама подписал с Сенатом соглашение об увеличении потолка государственного долга США, и это означало, что технический дефолт, который мог случиться в ночь со 2 на 3-е, отсрочен. Некоторые даже утверждают, что на два года. Вроде бы где мы и где американский Сенат, и какое нам дело до того, что американский президент подписывает какие-то соглашения с республиканцами? Я в два счета докажу вам, что самая прямая. Следите за логикой!
Как бы мы ощутили технический дефолт, если бы он произошел? Поначалу никак. Но теперь давайте разматывать цепи причин и следствий. Главный поставщик товаров на американский рынок — Китай. Если бы США отказались платить по солидарным долгам, это прежде всего ударило бы по товарным поставкам. Китай резко сократил бы объемы поставок на американский рынок, а следовательно, сократил бы производство. А из чего Китай делает свои замечательные товары? Из сырья, которое поставляет ему Россия. Необработанная древесина, цветные металлы, трубопрокат, стальной прокат, листовое железо, и, разумеется, нефть и газ — это то, без чего не может функционировать китайская промышленность. Если китайцы сокращают производство, соответственно, сокращаются и поставки сырья и энергоносителей. Как следствие, на них падают цены.
Разматываем дальше. Падают цены на нефть, цветные металлы и лес — а доходы от их экспорта в бюджете Красноярского края достигают 98 процентов! Если падают цены, то меньше денег поступает в региональный бюджет. А меньше денег в бюджете — это уже не надо объяснять, что такое. Бюджетникам режут зарплаты, всем остальным секвестируют социальные программы, замораживаются стройки, не возвращаются кредиты, останавливаются проекты... А если бюдженикам не повышают зарплаты — то снижается их потребление, они меньше денег тратят в магазинах, магазины реже закупают продукты, реже дают рекламу и далее по цепочке. Мало никому не покажется.
Уже сообщается, что причиной несостоявшегося дефолта (который отложен, но не отменен) стало низкое качество государственного управления в администрации США. А тут у нас обанкротилась авиакомпания «Континент», и причина там, тоже в низком качестве управления. Неэффективный менеджмент. Компания выходит на конкурентный рынок, топ-менеджеры принимают два-три неправильных управленческих решения, а больше и не надо — рейсы отменяются, генерального директора арестовывают, власти (начальник отдела краевого Роспотребнадзора Наталья Лохман) официально призывают пассажиров, пострадавших от банкротства «Континента», обращаться к авиакомпании с судебными исками. Хотя что можно взять с компании, которая, судя по всему, самолеты брала в лизинг, аэропортам не платила, заправщикам тоже не платила (они-то как раз первым всполошились, после чего банкротство «Континента» стало вопросом времени)?
Зато в Красноярске побывал Владимир Жириновский. Вот уж к кому-кому, а к Владимиру Вольфовичу никому из его избирателей не придет такая дикая мысль — подать судебный иск за плохое качество управления. А ведь Жириновский лидер партии, которая с 1993 года работает в Госдуме, то есть является абсолютно парламентской и системной, принимает законы, голосует, полемизирует, по-партийному жестко реагирует на происходящее. Тем не менее ЛДПР и ее вождь, получается, несут прямую ответственность за создание в России экономической системы, при которой зарплата красноярского бюджетника зависит от американского Сената, а проблемы недобросовестных авиаперевозчиков приходится расхлебывать с помощью Роспотребнадзора и судебных исков. Не так? Сторонники Жириновского скажут, что конечно, не так. Потому что он вон какой боевой, и его послушать — так нет у бедных россиян более последовательного и страстного защитника. Впрочем, у меня есть свое мнение, имеет ли это отношение к качеству государственного управления вице-спикер ГД В.В.Жириновский. Безусловно, имеет - как человек, который входит в десятку самых популярных политиков РФ за последние лет как минимум 15. Вряд ли Владимиру Вольфовичу польстит сравнение его с американским президентом, но лично для меня очевидно, что в будущих учебниках экономической истории эти два политика будут находиться в одном списке не самых, эээ, не самых эффективных государственных управленцев РФ и США.