Мимо кассы
Билеты на проходя щие в Красноярске концерты теперь мо жно покупать не в кассе, а в онлайн-сервисе kasa-goroda.ru. Его создатели — дипломированый дирижер и горный инженер — намерены стать лидерами на местном билетном рынке.
Билеты на проходя щие в Красноярске концерты теперь мо жно покупать не в кассе, а в онлайн-сервисе kasa-goroda.ru. Его создатели — дипломированый дирижер и горный инженер — намерены стать лидерами на местном билетном рынке.
Владимир Никитин и Левон Полоян дружат с детства, и оба давно хотели заняться общим делом. Идея бизнеса пришла после того, как Левон поработал организатором концертов и столкнулся с тем, что в точках продаж клиенты не могли выбрать себе приглянувшиеся места и покупали те, что были. А сам Левон после концертов подолгу вытряхивал деньги с продавцов и собирал утомительные отчеты — словом, идея создания сайта, на котором люди могли бы самостоятельно бронировать билеты, витала в воздухе.
Билетный бизнес живет на агентские вознаграждения, составляющие около 5% с объема проданных билетов. Хотя участники рынка говорят, что маржа агента может быть разной — от 3 до 10 %, как договоришься с промоутером. В Красноярске в среднем проходит 30—35 кассовых концертов в месяц, плюс театральные премьеры, спортивные матчи, клубные вечеринки, прочие шоу — объем рынка «агентских» составляет, по приблизительным подсчетам, около 30 млн рублей в год. И даже за эти сравнительно небольшие деньги идет жесткая конкурентная борьба: практически одновременно со стартом «Кассы города» в Красноярск пришли две федеральные сети по продаже билетов — «Кассы» и «Кассир». Вдобавок в начале года какие‑то люди пытались подражать федералам: набрали билетов, денег не вернули. «Нам пришлось долго объяснять промоутерам, что мы не имеем к тем ребятам никакого отношения», — говорит Никитин.
Модель самого бизнеса несложная: «Касса города» заключает договоры с промоутерами, организаторами концертов, театрами и прочими местами культмассового отдыха и получает квоты на билеты. Потом эти билеты попадают в общую базу, доступ к которой осуществляется через сайт www.kassa-goroda.ru. На сайте выло- жены все достойные внимания шоу, спортивные матчи и спектакли. Человек регистрируется, бронирует билет, а потом получает его либо с доставкой на дом, либо выкупает в любой ближайшей офлайн-точке. «Субагентских» точек сегодня в Красноярске пять, Полоян с Никитиным собираются открывать еще, но основную ставку делают все же на сайт.
— Выбрать места и заказать билет, не выходя из дома, куда удобнее, — рассуждает Левон Полоян.
В скором будущем появится и эквайринг, когда заказанный билет можно оплатить кредитной картой. Пока же посещаемость сайта kassa-goroda.ru составляет 1900—2000 человек в день.
— За первый месяц работы у нас зарегистрировались 800 человек, — говорит Никитин. — Это люди, которые, по статистике, посещают концерты или спектакли минимум раз в месяц. По нашим подсчетам, таких людей примерно 3% от всего населения. То есть в Красноярске их 30 тысяч. 800 уже пришли к нам, остальные придут позже, нам есть куда расти. Тем более что со временем мы будем предлагать дополнительные сервисы на сайте. Мы тем и отличаемся от наших конкурентов, что главной точкой покупки билетов является сам сайт.
Сайт же потребовал, по его словам, и самых больших первоначальных инвестиций. Более 100 тыс. рублей ушло на отладку и создание интернет-площадки, примерно столько же — на аренду офиса и печать бланков для билетов. Все билеты «Кассы города» застрахованы от подделки: они распечатываются на специальных бланках с четырьмя степенями защиты.
Сами Владимир и Левон говорят, что для красноярского шоу-бизнеса их сервис крайне полезен. Поскольку все данные о бронировании билетов сохраняются в базе, можно анализировать причины успешности и неуспешности разных культурных мероприятий по динамике и количеству востребованных билетов. Можно определять наиболее кассовые недели в году, когда люди готовы пойти на концерт или в театр. Наконец, подробный анализ поможет формировать концертную и гастрольную политику на уровне всего города, а промоутерам и организаторам концертов позволит возить меньше провальных артистов. Но это в будущем, пока же у Владимира и Левона задача — раскрутить сайт, чтобы заработал сам бизнес.
Автор: Владислав Толстов, "Сфера влияния"