Абрамович расплачивался с Березовским деньгами, заработанными в Красноярске
Уже восемь дней в Высоком суде Лондона Роман Абрамович дает показания в качестве ответчика по многомиллиардному иску Бориса Березовского. Из последних заявлений Абрамовича следует, что после 2001 года он заплатил 1,3 млрд. долларов истцу из легально поступавших ему средств от алюминиевого бизнеса. В то время это была компания «Русский алюминий», важным производственным ресурсом которого являлся Красноярский алюминиевый завод.
Уже восемь дней в Высоком суде Лондона Роман Абрамович дает показания в качестве ответчика по многомиллиардному иску Бориса Березовского. Из последних заявлений Абрамовича следует, что после 2001 года он заплатил 1,3 млрд. долларов истцу из легально поступавших ему средств от алюминиевого бизнеса. В то время это была компания «Русский алюминий», важным производственным ресурсом которого являлся Красноярский алюминиевый завод.
Процесс «Березовский против Абрамовича» длится второй месяц и конца ему не видно. Впервые два «российских олигарха» трясут грязным бельем своего бизнеса «по понятиям» на виду у всего мира. Поясню, почему «олигархи» взяты в кавычки. Один из героев этой истории - Роман Абрамович - хоть и остается и сверхбогатым, и влиятельным на родине, и даже спикером Чукотской Думы, последние десять лет почти постоянно живет в Англии, где известен как хозяин «Челси», второй среди самых богатых людей, проживающих в Соединенном Королевстве, владелец коллекции недвижимости, флотилии роскошных яхт и парка самолетов. (Кстати, средства передвижения он благоразумно арендует у других частных лиц, что стало, видимо, реакцией на первые попытки Березовского предъявить ему финансовые претензии ещё в 2007 году). Второй персонаж - Борис Березовский - в настоящее время полностью нероссийский, хотя бы потому, что на родине приговорен к тюремному заключению, от которого и скрывается со статусом «политического беженца» в Англии. Но в историю страны Борис Абрамович вошел точно, правда, в весьма сомнительном статусе «Распутина ельцинской России».
Понять «русские разборки» в лондонском суде необычайно трудно. То есть внешне всё просто: Березовский считает, что Абрамович недоплатил ему в начале 2000-х несколько миллиардов долларов за доли в крупных российских компаниях (упоминаются, в частности, «Сибнефть», «Русал», ОРТ) и требует у суда восстановить справедливость. В свою очередь, Абрамович, как выяснилось из его последних показаний, платил много и часто, и поэтому теперь себя должником не считает. Так что в общем-то в Высшем суде Лондона происходит то же, что и во всех других судах мира: заявляет претензии истец, выступает ответчик, витийствуют адвокаты сторон, слушаются свидетели…
Но родившись при «самом гуманном советском суде», наблюдая рецидивы «басманного правосудия» в нынешней российской судебной системе, невозможно ответить на самый главный вопрос: с какого, извините, перепугу успешный в России, признанный в Англии Роман Аркадьевич вообще пошел в суд по иску политического эмигранта Бориса Абрамовича – фигуры, выглядящей сейчас на родине, скорее анекдотичной, чем серьезной.
Пока из имеющихся в прессе ответов достойны внимания два: Березовский потратил на подготовку процесса столько денег, что они не могут не дать результата, и второй – якобы бывшие партнеры много лет назад договорились решать все споры в английском суде. «Джентельменские» договоренности патологического враля и интригана Березовского и великого молчуна Абрамовича оставим без комментариев, а вот первая причина достойна внимания.
В британской прессе фигурируют астрономические подсчеты стоимости проходящего судебного процесса. Отмечается, что с 2007 года, когда он подал иск к Абрамовичу, Борис Березовский потратил уже 160 млн. долларов на досудебные слушания, сбор материалов, оплату юридических советников и архивные поиски. При этом ему, видимо, удастся избежать огромных трат на оплату очень дорогих адвокатов (их гонорары исчисляются порой восьмизначной цифрой). По информации "Санди таймс", Березовский заключил со своими адвокатами договоренность, что они работают от процента из отсуженных у Абрамовича средств. Проиграв дело, они рискуют остаться без оплаты. Некоторым свидетелям Березовский пообещал по миллиону долларов в случае выигрыша дела. Слушания могут стать самым дорогим судебным процессом в истории Великобритании, и оплачен он будет частично из средств, заработанных Красноярским алюминиевым заводом, что 9 ноября и признал Роман Абрамович.
Интересно, что в самое простое объяснение, почему Абрамович, при всей своей скрытности, всё-таки ходит в суд уже вторую неделю и односложно, но отвечает на все вопросы, приходит на ум последним. А ответ таков: он уважает суд и верит ему. Но встречаясь в жизни только с отечественными судам, трудно поверить в объективность и Высокого суда Лондона.
Ожидается, что процесс «Березовский против Абрамовича» будет идти до конца года, а, значит, нам ещё предстоит испытывать неловкость за новейшую историю страны перед всем миром достаточно долго. В следующей статье я постараюсь обобщить все показания Романа Абрамовича в той части, где упоминаются красноярские события: избрание генерала Лебедя красноярским губернатором и роль в этом Березовского, а также историю покупки Абрамовичем КрАЗа, рассказанную им лично.
Сергей Николаев