Абрамович расплачивался с Березовским деньгами, заработанными в Красноярске. Часть 2
Высокий суд Лондона на процессе «Борис Березовский против Романа Абрамовича» уже неоднократно слышал, что в России есть сибирский город Красноярск, центр Красноярского края. Но особой гордости это не вызывает.
Второй месяц в Высоком суде Лондона идут беспрецедентные разборки пока двух бывших российских олигархов - Романа Абрамовича и Бориса Березовского. Почему «бывших российских» мы уже писали, а почему «пока» сказать надо обязательно! Дело в том, что на заседании, где показания давал хозяин «Челси», уже побывал Олег Дерипаска. Пока в роли зрителя, но он явно готовился к уготованной ему роли свидетеля. Это значит, что нам предстоит узнать много новых откровений по истории российской алюминиевой отрасли, которую невозможно представить без её красноярской части - КрАЗа и Ачинского ГК. И поэтому поспешим обобщить, что на «процессе века» (так называет тяжбу российских предпринимателей британская пресса) уже поведали о красноярских событиях примерно десятилетней давности.
Итак, Высокий суд Лондона на процессе «Борис Березовский против Романа Абрамовича» уже неоднократно слышал, что в России есть сибирский город Красноярск, центр Красноярского края. Но особой гордости это не вызывает, потому что обсуждают там детали красноярских «алюминиевых разборок».
А именно - два эпизода, тесно связанные друг с другом: это приобретение Романом Абрамовичем в 2000 году контроля над Красноярским алюминиевым заводом и роль Бориса Березовского в избрании в 1998 году красноярским губернатором Александра Лебедя.
У многих красноярцев воспоминания о судьбоносных событиях свежи в памяти и без воспоминаний бывших закадычных друзей, а теперь лютых врагов. Но некоторые фрагменты из показаний Абрамовича заслуживают внимания.
Хронологически естественно начать с прозвучавшего на берегах Темзы мнения владельца «Челси» о роли Бориса Березовского в появлении Александра Лебедя в Красноярском крае. В общем-то, особых откровений здесь не было, Абрамович подтвердил, что Березовский помог Лебедю избраться губернатором. Интересен только пассаж, что в 1999 году, через год после избрания, у «… Березовского могли быть хорошие отношения с генералом Лебедем, а... Генерал Лебедь мог его ненавидеть». Подробностей в лондонском суде не последовало, и нам остается только предполагать, имел ли Роман Аркадьевич в виду только неудавшуюся попытку Бориса Березовского помирить Александра Лебедя с Анатолием Быковым. Хотя можно предположить, что со временем мы узнаем что-то ещё о причинах, почему красноярский губернатор (упокой Бог его душу!) мог тогда ненавидеть Березовского. Возможно, ещё и за то, что обещал Борис Абрамович двигать его в президенты страны, а потом не сдержал обещания.
И теперь подробности лондонских заявлений Романа Абрамовича, прозвучавших в ноябре 2011 года, о получении им десятилетием ранее крупнейшего алюминиевого предприятия России - КрАЗа, ставшего впоследствии основой для создания «Русского алюминия».
Воспроизведем сокращенную стенограмму судебного заседания, сделанную корреспондентом «Новой газеты»:
«Адвокат Березовского: Лебедь на посту губернатора Красноярского края был выгоден Абрамовичу, когда он покупал алюминиевые активы в этом крае, ведь тогда ему бы легче было контролировать активы?
Абрамович не соглашается с предположением, поскольку "местная власть не имела отношения к приобретению активов" и не вмешивалась. Вмешивался Лебедь, по словам Абрамовича, только тогда, когда рабочие Красноярского алюминиевого завода, абсолютно убыточного и погрязшего в долгах предприятия, устраивали забастовки и выходили на улицы. "Поэтому я не хотел покупать этот завод, мне это было не нужно", - сказал Абрамович, отметив, что купить завод его активно уговаривали, и, в конце концов, уговорили. - Уговорил меня Бадри (Патаркацишвили –ныне покойный соратник Березовского, СН). Основной, кто уговаривал, был Бадри. Он был локомотивом». Без уговоров Патаркацишвили он "не полез бы" в Красноярск - в конце 90-х в регионе сложилась ужасная ситуация - "там каждые три дня кого-то убивали. Мне не нужен был такой бизнес".
Углубляются в суть сделок по приобретению активов в Красноярске - владение, условия, выгоды... «Все было очень сложно», - дает понять Абрамович.
- С моей стороны люди считали, что в сделке что-то нечисто. Кто-то считал, что Бадри, например, с двух сторон зарабатывает, - говорит Абрамович.
Березовский временами улыбается.
В Красноярске во времена губернаторства там генерала Лебедя работать было комфортно, ещё раз подтверждает Абрамович: "Он не был агрессивно настроен в отношении нас".
И затем не соглашается с тезисом защиты Березовского о том, что алюминиевые активы в регионе достались ему, по сути, бесплатно, и без влияния генерала Лебедя, а также активной роли Бадри Патаркацишвили он ничего бы приобрести не смог.»
Извините за длинную цитату, но очень хочется, чтобы, пока вы всё это читали, вы вспомнили часть нашей красноярской жизни конца 90-х. Кто захочет, может по собственным воспоминаниям восстановить историю «красноярских алюминиевых войн», в которой фигурируют Лев Черный, братья Рубены и не потерявшийся на их фоне красноярский бизнесмен Анатолий Быков, который также, правда вскользь, упоминался на этот раз в Лондоне. Поможет в этом и пресса, подробно описывающая боевые события конца прошлого века, теперь те публикации можно довольно легко найти в Интернете. Кстати, здесь же есть и более полная версия вопросов-ответов на лондонском заседании 3 ноября 2011 года.
Если добавить публицистического пафоса, то свидетельства Романа Абрамовича в Высоком суде Лондона (кстати, данные под присягой) можно пересказать как историю о том, как без особого желания он в 1999 году присмотрел, в 2000 приобрел убыточный и полуразрушенный Красноярский алюминиевый завод, где к тому же убивали каждые три дня по человеку. Без особой помощи Березовского и при нейтралитете губернатора Лебедя. Всего свою долю КрАЗа, а также Новокузнецкого и Братского алюминиевых заводов, Красноярской ГЭС и Ачинского глиноземного комбината губернатор Чукотки заплатил в 2001 году 575 млн. долларов. Интересная деталь, уже на следующий день он рассказал лондонскому судье, что после 2001 года заплатил 1,3 млрд. долларов за услуги Березовского из «легальных средств от алюминиевого бизнеса». И последнее в этой новелле, в 2003-2004 году свою долю в алюминиевом бизнесе к тому времени уже хозяин «Челси» продал за 3,5 млрд. долларов.
Пора заканчивать заметки и ждать свидетельских показаний Олега Дерипаски о сделке по покупке КрАЗа на процессе «Березовский против Абрамовича», а ведь нас ждет еще одно «представление» - рассмотрение иска Михаила Черного к самому Дерипаске, уже принятое к рассмотрению тем же судом.
А вот интересно, Высокий суд Лондона рассудит российских бизнесменов «именем её Величества Королевы»? А будет ли суд «именем Российской федерации»? Или ждать сразу приговора «именем российского народа»?
_Справка: Слушания по делу "Березовский против Абрамовича" начались 3 октября в Высоком суде (Коммерческий суд Отделения королевской скамьи) Лондона. В своем иске Березовский, получивший в 2003 году в Великобритании статус беженца, утверждает, что в 2001 году Абрамович угрозами вынудил его с большой скидкой продать пакеты акций в "Сибнефти", "РусАле" и телеканале ОРТ, которыми он владел вместе с покойным ныне предпринимателем Бадри Патаркацишвили. В качестве компенсации Березовский требует 5,6 млрд долларов США. Абрамович, в свою очередь, заявил, что не покупал указанных акций, а лишь оплачивал политическую протекцию со стороны Березовского. _
Сергей Николаев