Действия иркутских таможенников можно обжаловать
При возникновении спорных ситуаций на таможне, граждане имеют возможность пользоваться институтом ведомственного обжалования.
В Иркутской таможне проводится большая целенаправленная работа за соблюдением законодательства. Особое внимание уделяется вопросам рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела.
При совершении таможенных операций зачастую возникают спорные ситуации, разрешить которые можно, используя институт ведомственного обжалования. Гражданам следует знать, что Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который вступил в силу 29 декабря 2010 года, предусматривает возможность обжаловать действия (или бездействие) того или иного таможенного органа или конкретного должностного лица.
В практике Иркутской таможни часто спорные ситуации возникают при возвращении граждан из-за границы, следующих через международный воздушный пункт пропуска в Иркутске. Зачастую конфликтные ситуации возникают в силу того, что граждане, не особо вникая в суть таможенных понятий, подменяют одно понятие другим. Так, к примеру, любые действия таможенников при проведении таможенного контроля товаров граждане часто неправильно называют «таможенным досмотром». В то же время, таможенным законодательством предусмотрено применение нескольких различных форм таможенного контроля, отличных друг от друга применением определенных методов, средств и способов проверки товаров для соблюдения таможенного законодательства, например это такие формы контроля как: «таможенное наблюдение», «таможенный осмотр», «личный досмотр», «таможенный досмотр», «устный опрос» и т.д.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
Так, в октябре текущего года начальником Иркутской таможни в порядке ведомственного обжалования была рассмотрена жалоба гражданина П. на действия должностных лиц таможенного поста Аэропорт Иркутск Иркутской таможни, связанные с осуществлением таможенного контроля в «зеленом» коридоре в отношении пассажиров авиарейса, возвращавшихся из Греции в Иркутск. Гражданин жаловался на то, что при перемещении багажа по «зеленому» коридору, был «незаконно» произведен, по мнению гражданина П., «таможенный досмотр» товаров, перемещенных в его сопровождаемом багаже.
В воздушном международном пункте пропуска в Иркутске действует система двойного коридора. При рассмотрении жалобы было установлено, что при проведении таможенного контроля товаров пассажиров данного рейса было задействовано три «зеленых» коридора, где при перемещении багажа не требуется обязательного письменного декларирования товаров. «Красный» коридор (на котором предусмотрено обаятельное письменное декларирование определенных товаров, к примеру, наркотических средств, предметов искусства или старины, радиоактивных веществ, багажа превышающего весовые показатели, разрешенные к перемещению без уплаты таможенных пошлин т.д.) функционировал в штатном режиме, которым практически никто из пассажиров не воспользовался.
В рамках действующего таможенного законодательства в ходе проведения таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами, прибывающими на таможенную территорию Российской Федерации международными авиарейсами, иркутскими таможенниками производится таможенный осмотр сопровождаемого багажа физических лиц следующих по «зелёному» коридору с применением рентгенотехнической аппаратуры. Если для целей таможенного контроля требуется дополнительная информация о перемещаемых товарах, должностными лицами таможенного поста производится устный опрос физических лиц на предмет заявления ими уточнённых сведений о номенклатуре, количестве и характеристиках товаров.
Данные действия должностных лиц таможенного поста Аэропорт Иркутск не противоречат понятию таможенного осмотра и другим процедурным понятиям, установленным законодательством.
Выяснилось, что багаж гражданина П. в ходе проведения таможенного контроля был подвергнут таможенному осмотру. Таможенный досмотр товаров пассажиров данного рейса не производился.
Действия должностных лиц таможенного поста Аэропорт Иркутск были признаны правомерными и соответствующими требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
СПРАВКА
«Таможенный осмотр» (согласно статье 115 Таможенного кодекса Таможенного союза)– это внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых ёмкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. Таможенный осмотр может проводиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта.
«Таможенный досмотр» (Согласно пункту 1 статьи 116 Таможенного кодекса Таможенного союза)- это действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо ёмкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Татьяна Красавина, главный государственный инспектор по связям с общественностью Иркутской таможни.