Программа поддержки российской культуры

Программа поддержки российской культуры

В апреле 2011 года соучредители и эксперты Фонда Михаила Прохорова провели ряд встреч для выработки дальнейшей стратегии Фонда.

В апреле 2011 года соучредители и эксперты Фонда Михаила Прохорова провели ряд встреч для выработки дальнейшей стратегии Фонда. Дебаты переросли в обсуждение проблем развития культуры в целом и необходимости создания новой государственной культурной политики. Мы решили поделиться с общественностью своими соображениями на сей счет. Экспертный совет Фонда Михаила Прохорова.

В настоящее время в России отсутствует государственная культурная политика, что наносит огромный моральный ущерб международному имиджу, а также кредитному рейтингу страны, поскольку в современном мире репутация государства напрямую зависит от его вклада в общее культурное пространство. (Для примера: расходы на поддержку культуры составляют 0,8 % от ВВП, но люди искусства и культурные деятели составляют 90% узнаваемых лиц .)

Отсутствие системной поддержки культуры крайне отрицательно сказывается на моральном состоянии самих россиян, поскольку традиционно культура является основой идентичности российского человека. Девальвация культурных ценностей привела к расцвету в обществе ксенофобии, расизма, нетерпимости, накоплению разрушительной энергии. Именно гуманистическая культура, а не милитаристская доктрина, может и должна стать фундаментом национальной идеи в России.

Нежелание государства сделать культуру приоритетным направлением своей деятельности коренится в тотальном непонимании ее роли в современном постиндустриальном обществе. При принятии решений проявляются два стереотипа в отношении к этой важнейшей социальной сфере:

1. Советская традиция: культура как служанка идеологии. Отсюда - постоянная политизация традиционного и современного искусства. Министерство культуры поддерживает только консервативную, традиционную культуру (классический балет, классическую музыку, народные ансамбли песни и пляски и т.д.), ошибочно рассматривая ее как общенациональную, и совершенно не заботится о поддержке новых течений в искусстве, по привычке ассоциируя их с «инакомыслием» по аналогии с андерграундным искусством.

2. Постсоветская, технократская позиция: культура – это либо предмет роскоши , либо индустрия развлечений, производящая коммерческий продукт, поэтому государство финансирует культуру по остаточному принципу, отдавая ее на откуп рынку. Сведение культуры к сфере услуг и/или отрасли народного хозяйства, упрощенная коммерциализация культурных институтов ведет к деградации всей культурной сферы.

В современном мире культура, помимо своего непреходящего значения как генератора и транслятора общечеловеческих ценностей, как способа познания и восприятия мира, формирования достоинства личности, берет на себя ряд фундаментальных политических и экономических задач:

1. Культура является главным гарантом целостности страны. Не пограничники с автоматами и ФСБ, а интенсивный культурный обмен между регионами, массовые сетевые проекты, культурный туризм, общая культурная традиция и история связывают огромные разобщенные территории в единое жизненное пространство, именуемое страной, нацией и т.д.

2. Культура – это фундамент модернизации страны. Без включения гуманитарной составляющей в базовое образование невозможны никакие инновации, поскольку без развития творческих способностей не происходит развития интеллекта.

3. Культура – это новый рычаг экономического развития регионов, регенерации депрессивных городов и территорий.

Основные направления новой культурной политики:

I. Доступность культуры для всех жителей России

Потенциально огромный общественный спрос на культуру никак не поддерживается предложением (вышеуказанная порочная государственная позиция).

К тому же подавляющее большинство населения страны живет так далеко от очагов культуры, что не имеет никакой реальной возможности к ней приобщиться. Неразвитость региональной культурной сети, отсутствие минимальной поддержки вынуждает местные таланты уезжать в столицу или вовсе из страны в поисках самореализации. В итоге, происходит сверхконцентрация всех жизнеспособных культурных инициатив и институций в 1-2 центрах при интеллектуальном голоде всей страны.

Главные задачи:

А) Приоритетная поддержка культурных инициатив в регионах при условии пристального изучения и учета исторических, экономических и культурных особенностей различных территорий.

Б) Создание мощных творческих и образовательных кластеров для поднятия депрессивных индустриальных городов и территорий (музейные городки, центры современного искусства, дизайна и моды; культурно-туристические комплексы, академгородки, университетские кампусы, независимые киностудии, творческие лаборатории, продюсерские центры и т.д.). Максимальная поддержка любых инициатив по созданию сети местных некоммерческих культурно-образовательных центров в средних и малых городах

В) Создание гибкой инфраструктуры приобщения отдаленных сельских районов к центрам культуры. (Например, в Финляндии театры не ездят на гастроли из города в город, а городские и районные администрации организуют автобусы для зрителей из глухих местечек, чтобы те смогли не только попасть на спектакль, но и в культурную атмосферу города. Это должно относиться к любому культурному событию: выезд на выставку на лекцию, на фестиваль, конкурс)

Г) Создание специальных системных программ, грантовых конкурсов для поддержки талантливых детей и подростков (особенно из детских домов, из бедных и неблагополучных семей)

Д) Разработка новых концепций обустройства городского пространства: принципов градостроительства и охраны памятников, создания новых мемориальных объектов, культурных площадок, новых форм городского искусства и.д.

Е) Модернизация традиционных культурно-образовательных инфраструктур (библиотек, музеев, архивов, театров , лекториев и.т.д. )

II. Понимание многообразия современной культуры

Преобладание консервативной культуры в России во многом связано с тем, что никогда не ставилась задача научить общество понимать современное искусство, язык новой культуры. Культура и искусство – это не только специальность ограниченного круга людей, это необходимы базис, без которого невозможны никакие инновации. Таким образом, образование в области культуры должно быть рассчитано не только на производство звезд, но и на воспитание публики.

Для этого необходимо:

А) История искусств, и шире – история мировой культуры и эстетическое воспитание должны стать главным принципом базового дошкольного и школьного образования, а также факультативного образования для взрослых.

Б) Обязательное изучение различных национальных культур страны как составной части общероссийской культуры, воссоздание единого культурного пространства России

в) Поддержка существующих СМИ и создание новых информационных площадок, освещающих культурные события

Г) Поднять на новый уровень профессиональное гуманитарное образование, ориентированное на просветительские задачи:

- подготовка школьных учителей и университетских преподавателей,

- создание образовательных программ для подготовки новых культурных профессий: арт-менеджеров, дизайнеров, арт-терапевтов и т.д.

- профессиональный рост музейных и библиотечных работников, культурных журналистов

III. Совершенствование законодательства в сфере культуры

Один из главных тормозов развития творческих инициатив в России – несовершенство законодательства (особенно Федеральные законы 83 и 94).

Закон 83 демонстрирует откровенное намерение государства снять с себя ответственность за сферу культуры и культурное наследие. Непонимание того, что применение БОР (бюджетирование, ориентированное на результат) в культуре не просто, так как связано с творчеством и всегда не прямым, а отложенным результатом. Концептуальна ошибка этих законов в том, что они рассматривают сферу культуры как производство продуктов и оказание услуг (булочная и прачечная), в то время как основной продукт деятельности сферы культуры - создание общественного блага. Его трудно изменить и провести через тендерные процедуры (94 закон). Для культуры недопустимо руководствоваться критерием дешевизны, а не качества при проведении закупок (94 закон).

Ужесточение контроля за деятельностью музеев в 2000-е годы, которых обязали согласовывать свои выставочные программы с Министерством культуры, привело к стагнации в этой сфере, тогда как 1990-е годы в музейном деле наблюдался мощный всплеск креативности.

Жесткое морально устаревшее законодательство в области благотворительности и НКО подрывают основы современной культуры, которая во всем мире существует благодаря мощной поддержке различных донорских и общественных институций.

В этой связи необходимо:

1. Отменить Федеральные законы 83 и 94 как тормозящие развитие культурных инициатив

2. Снять ограничения с творческой деятельности музеев и других культурно-образовательных институтов

3. Стимулировать с помощью гибкого законодательства создание частных и корпоративных отечественных фондов, поддерживающих культуру

4. Отменить дискриминационную политику в отношении зарубежных благотворительных фондов и общественных организаций

5. Восстановить в правах НКО

IV. Продвижение культуры в международное пространство

Игнорирование современной культуры привело к кризису национальной идентичности, что особенно заметно при проведении международных мероприятий. Отсутствие новых эстетических идей заставляет делать ставку на изношенный экзотизм (кокошника, балалайки, балет, медведи, тоталитарное искусство как особый вид экзотики и проч.) вместо презентации нового имиджа страны как единого многокультурного и многоконфессионального пространства.

Традиционные попытки государства сконструировать новую идентичность (т.е. национальную идею) «сверху» заведомо обречены на провал и ведут к усилению культурного консерватизма и изоляции страны.

Для того, чтобы сформулировать представление о своей культурной уникальности и вписать ее в мировой художественный контекст, необходимо:

А) Системная поддержка выставок, гастролей, любых видов творческого обмена. Главный акцент – поддержка тех гражданских инициатив, которые идут снизу.

Б) Создание международных программ поддержки академических и профессиональных стажировок российских граждан

В) Создание программ поддержки переводов российской художественной и научной литературы на иностранные языки

Г) Программы поддержки изучения языков и культур России среди бывших соотечественников и их детей

Д) Поддержка международных художественных и учебных центров, изучающих и пропагандирующих российскую историю и культуру (славистические кафедры, научные центры по изучению Восточной Европы, международные фестивали и конференции и т.д.)

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

Капитальный ремонт инженерных сетей в Норильске

Капитальный ремонт инженерных сетей в Норильске

В городе Норильске Красноярского края продолжается капитальный ремонт инженерных сетей

Встречаемся на ракете! Университет Решетнёва приглашает на День открытых дверей

Встречаемся на ракете! Университет Решетнёва приглашает на День открытых дверей

Изюминкой Дня открытых дверей станут сорок интерактивных площадок от партнёров университета

Человек и его век. В Университете Решетнёва торжественно открыли именную аудиторию М.Ф. Решетнёва

Человек и его век. В Университете Решетнёва торжественно открыли именную аудиторию М.Ф. Решетнёва

Уже завтра новая аудитория Университета Решетнёва перейдет в деловой режим работы

ВТБ удвоил максимальную сумму кредита для льготного ИЖС

ВТБ удвоил максимальную сумму кредита для льготного ИЖС

С 16 сентября клиенты ВТБ могут сочетать «семейную» и IT-ипотеку с рыночными программами

ВТБ запускает комбинированный вклад со ставкой 25%

ВТБ запускает комбинированный вклад со ставкой 25%

ВТБ расширяет свою линейку накопительных продуктов, запуская новый срочный вклад «Двойная выгода», комбинированный с программой долгосрочных сбережений от НПФ ВТБ

Более 2 млн активных розничных клиентов «Открытия» перешли в ВТБ

Более 2 млн активных розничных клиентов «Открытия» перешли в ВТБ

В ходе объединения двух банков в ВТБ перешли более половины всех активных розничных клиентов «Открытия» – 2 млн человек

ФОТОРЕПОРТАЖ >

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Зрителям подготовили много интересного. Они даже смогут сами поучаствовать в спектаклях. Что гостей театра ждет еще?

«Лишь бы раздуть шумиху»: Sibnovosti проверили кухню кафе, где красноярцам подали бургер с червями

«Лишь бы раздуть шумиху»: Sibnovosti проверили кухню кафе, где красноярцам подали бургер с червями

Какую работу над ошибками провели, и почему дочь известного депутата, которая и купила булку с «сюрпризом», отказывается идти на контакт. Фоторепортаж с места

Прыжки в пустоту, живая музыка и квартира без ножа: где отдохнуть на Шира и сколько это стоит

Прыжки в пустоту, живая музыка и квартира без ножа: где отдохнуть на Шира и сколько это стоит

Корреспондент Sibnovosti.ru три дня пробыл на хакасских озерах и расскажет, что там посетить. Все «плюсы» и «минусы» местного отдыха – в нашем репортаже

СТАТЬИ >

Как выбрать окна в дом, коттедж или бизнес центр, и не прогадать? Производственная компания «Современные окна», работающая в Красноярском крае уже почти четверть века, знает ответ

Общество

Как выбрать окна в дом, коттедж или бизнес центр, и не прогадать? Производственная компания «Современные окна», работающая в Красноярском крае уже почти четверть века, знает ответ

Сегодня «Современные окна» — одна их немногих компаний в регионе, которая использует полностью автоматизированную линию с лучшим оборудованием по мировым стандартам

Полезные советы от Красноярскэнергосбыта для дачников и отпускников

Общество

Полезные советы от Красноярскэнергосбыта для дачников и отпускников

С приближением лета Красноярскэнергосбыт напоминает, что даже если вы уехали на дачу или в отпуск, решить вопросы с энергосбытовой компанией можно с помощью онлайн-сервисов

В Красноярске на Железнодорожном вокзале развернулось театрализованное шоу в честь Дня Победы

Общество

В Красноярске на Железнодорожном вокзале развернулось театрализованное шоу в честь Дня Победы

Под аккомпанемент духового оркестра артисты выступили с танцевальным шоу. Фото: Красноярский паблик «Ведомство. Сибирь»

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Экономика

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >

На Красноярский край надвигается штормовой ветер и снегопад

На Красноярский край надвигается штормовой ветер и снегопад

Задувать будет ближайшие два дня — порывы ветра достигнут 25 м/с

Поспать за 250 рублей. На железнодорожном вокзале Красноярска установили первые в городе капсулы сна

Поспать за 250 рублей. На железнодорожном вокзале Красноярска установили первые в городе капсулы сна

Прямо, как в поезде — каждому выдается подушка и одноразовое постельное белье

Автобус с пассажирами улетел в кювет под Красноярском

Автобус с пассажирами улетел в кювет под Красноярском

Предварительно, автобус столкнулся с грузовиком

Пятилетний мальчик устроил пожар и погиб в Красноярском крае

Пятилетний мальчик устроил пожар и погиб в Красноярском крае

Ребенок испугался огня и заперся в комнате