За что мы платим авиакомпаниям
Федеральная антимонопольная служба начала проверку российских авиакомпаний. Поводом для тревоги антимонопольщиков послужили многочисленные жалобы пассажиров: люди недовольны непрозрачностью дополнительных сборов и не всегда четко прописанными условиями возврата и замены авиабилетов. Sibnovosti.ru решили проверить, насколько обоснованы жалобы потребителей.
Федеральная антимонопольная служба начала проверку российских авиакомпаний. Поводом для тревоги антимонопольщиков послужили многочисленные жалобы пассажиров: люди недовольны непрозрачностью дополнительных сборов и не всегда четко прописанными условиями возврата и замены авиабилетов. Sibnovosti.ru решили проверить, насколько обоснованы жалобы потребителей.
В эксперименте участвовали пять авиакомпаний: «Аэрофлот», «Трансаэро», «UTair», «S7» и «NordStar». Мы просмотрели интернет-страницы авиакомпаний, осуществляющих авиаперевозки из Красноярска, сравнив предоставленную там информацию. Гипотетический билет "приобретался" на рейс «Красноярск-Москва» и обратно на 22-28 марта в эконом и бизнес-класс.
«Аэрофлот»
На сайте компании в разделе услуги приведены правила применения тарифов для всех предполагаемых классов путешествия. В отличие от остальных компаний, стремящихся превратить этот раздел в рекламу и расписывающих в основном комфортность и разницу в меню, «Аэрофлот» предлагает довольно громоздкую таблицу, из которой можно узнать, что пассажирам бизнес-класса, помимо дополнительного комфорта и услуг в полете, можно оставить открытой дату обратного вылета, получить дополнительные бонусные мили, вернуть билет в любое время без штрафа, в том числе и после вылета рейса.
Кроме бизнес-класса, «Аэрофлот» предлагает своим клиентам целых четыре разновидности эконома. И если самый дорогой из них "Эконом Статус" по условиям обмена, возврата билетов и начисления бонусных миль ничем не отличается от бизнес-класса, то низший в этой линейке разряд "Промо" не даёт его покупателям никаких привилегий, не разрешает менять условия полёта, сдавать билет при опоздании на рейс и запрещает остановки в пункте пересадки для транзитных пассажиров.
Параметры возврата билетов в «Аэрофлоте» сильно зависят от класса бронирования. Если пассажиры бизнес-класса и "Эконом Статус", как уже говорилось, могут при возврате билета в любое время штрафа не опасаться, то пассажирам более дешевых эконом-классов вернуть билет после вылета самолёта уже нельзя. При возврате билета позже, чем за сутки, удержат сбор 25% от уплаченного тарифа, а также сбор 35 евро или 1400 рублей.
При покупке билета также появляется пункт меню, где можно посмотреть, за что взымаются таксы и сборы, и условия их возврата.
Цена: эконом - от 15129 рублей, бизнес – 36629.
«Трансаэро»
Информация о тарифах также размещена в разделе услуги. В отличие от «Аэрофлота», преимущества бизнес-класса здесь описывается исключительно понятиями комфорта и услуг на борту и дополнительными 10 кг багажа.
Экономов у "Трансаэро" два - Туристический - в хвосте самолета с небольшими расстояниями между креслами и чуть более комфортный и соответственно более дорогой Премиальный.
На некоторых рейсах и соответствующих им самолетах компания предлагает люксовый класс обслуживания "Империал" по соответствующей заоблачной цене.
Исключительных особенностей, связанных с возвратом билетов, у «Трансаэро» нет. Однако, если «Аэрофлот» прощает VIP-клиентам опоздание на рейс, то «Трансаэро» штрафует их с особой беспощадностью. Так, опоздание на эконом-вылет обойдётся в 25 евро, а опоздание на высший класс «Империал» - уже в 250 евро.
Таксы и иные сборы в стоимости билета указываются отдельно, однако, из чего они состоят, узнать нельзя.
Цена: эконом - от 13313 рублей, бизнес - 39197.
«UTair»
Информация о тарифах находится в соответствующем разделе. Как следует из размещенной информации, пассажиры бизнес-класса, помимо комфорта в полете, имеют право пользоваться залом для пассажиров бизнес-класса и бесплатно провозить 40 кг багажа. Промежуточный по цене "Эконом Комфорт" обещает увеличенное расстояние между креслами и дополнительный багаж.
Об условиях возврата напоминается весьма настойчиво во время бронирования билета, однако его стоимость почти одинакова во всех классах обслуживания и зависит только от времени возврата, варьируясь от 10% до 25% стоимости билета. О сборах, кроме собственно их суммы, дополнительно не сообщается.
Цены: эконом – от 12990, бизнес – 49580.
«S7»
Информацию о тарифах можно получить при бронировании билета. Для этого нужно нажать большую зелёную кнопку «календарь тарифов». В частности, сообщается, что пассажиры бизнес-класса, помимо традиционных дополнительных услуг на борту и комфорта, получают больше бонусных миль, 10 дополнительных бесплатных килограммов багажа и два места ручной клади, а также возможность вернуть билет и изменить условия полёта без дополнительных взносов.
Эконом-класс в «S7» делится на разновидности Промо, Эконом и Стандарт, которые ничем, кроме начисления бонусных миль, не отличаются. Правда, есть ещё таинственная графа "сроки оформления билета". Правда, что сие означает, простому смертному не известно, - судя по таблице, чем дороже тариф, тем дольше оформляется билет. Видимо, в этом есть какой-то плюс, но какой именно, «S7» не объясняет. Цены тарифов отличаются примерно на 1000 рублей.
Информация о возврате билетов присутствует в разделе "Тарифы". Осуществляется по похожей с «Аэрофлотом» схеме: бесплатно для VIP, 25% штрафа - для остальных.
Общая сумма дополнительных сборов без конкретики указывается при приобретении билета.
Цены: эконом - от 13400, бизнес - 48400.
«NordStar»
Обшарив весь сайт, удалось найти только информацию о том, что в бизнес-классе лучше кормят.
В разделе меню "Возврат билета" - только цитата из законодательства и образец заявления для возврата билета, купленного через сайт компании, условия не расписаны. Условия возврата выскакивают при покупке билета в малопригодном для чтения текстовом файле.
Дополнительных классов изобретать в компании не стали.
На последней стадии покупки билета можно узнать и о дополнительных сборах.
Цена: эконом - от 12365, бизнес - 47250.
Как показало наше исследование, авиакомпании достаточно охотно предоставляют информацию о возврате билетов и тарифах, однако в детали предпочитают не вдаваться. В частности, тщательное изучение размещенной на сайтах информации так и не позволило понять, за счет чего так сильно у авиакомпаний отличается стоимость бизнес-класса при примерно одинаковом объёме обещаемых услуг. Также не хотят компании открывать и структуру дополнительных сборов (из всех компаний на это отважился только "Аэрофлот"). Авиаперевозчики с девичьей кокетливостью изо всех сил подчеркивают достоинства и маскируют недостатки. Законно ли такое кокетство, решит ФАС.