Красноярскому краю нужна экологическая концепция
В октябре этого года планируется провести публичные слушания по созданию экологической концепции в крае, которая позволит оценить экологическую обстановку.
В середине этой недели состоялось совместное выездное заседание секции по вопросам природопользования и экологии координационного совета ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления и комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания. Депутаты обсудили экологические проблемы промышленных центров Красноярского края и пути их решения. Толчком послужила реакция общественности на планируемое строительство ферросплавного завода. Парламентарии решили присмотреться к существующим производствам на предмет экологической безопасности.
В октябре этого года планируется провести публичные слушания по созданию экологической концепции в крае, которая позволит оценить экологическую обстановку.
По мнению председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александра Симановского, государственная политика в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в крае реализуется при отсутствии на региональном уровне стратегической концепции, предусматривающей системное решение задач, направленных на улучшение состояния окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Экологическая концепция должна стать основой для конструктивного взаимодействия краевых властей и органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения и должны явиться базой для разработки долгосрочной территориальной государственной политики.
Вода края нуждается в экологическом контроле
Помимо этого обсудили состояние питьевого водоснабжения в промышленных центрах края. «Мы можем говорить сколько угодно о том, что у нас питьевая вода одна из лучших, но у нас много проблем в городах и муниципальных образованиях. Особенно в северных районах, где люди пьют из открытых водоисточников», - заявил Александр Симановский.
Эксперты подтверждают, что ситуация с качественным водоснабжением в крае находится на опасной отметке. Основными источниками водоснабжения на территории региона являются поверхностные воды бассейнов рек Енисей, Чулым, Кан. Они обеспечивают хозяйственно-питьевое водоснабжение 36,5% населения края. Остальное берется из подземных источников. Тем не менее из 6,6 тыс. км водопроводных сетей, по которым ежесуточно подается около 1 миллиона кубических метров воды, в замене уже сейчас нуждаются 3 тысячи километров водопроводных сетей. При этом все понимают, что их дальнейшая эксплуатация явно не улучшает качество воды. Тем более что вода большей части водных объектов, из которых происходит ее забор, относится к 3—4 классу качества и оценивается как «грязная» и «очень грязная».
С 2013 года из краевого бюджета планируется выделить средства на организацию пяти постов наблюдения за экологической обстановкой. Два таких пункта будут организованы в Норильске, по одному — в Красноярске, в Ачинске и Назарове.
Количество стационарных постов на территории населенных пунктов определяется в зависимости от численности населения, степени индустриализации города, количества источников загрязнения. Это не в полной мере отражает существующая система наблюдений. В Красноярске должно быть не менее 10 стационарных постов (фактически действует 8) при численности населения в 1 миллион человек. В Норильске — не менее 3—5 постов (фактически они отсутствуют) при численности населения 207 459 человек. В Ачинске — с учетом развития промышленности — 5 постов (фактически три). В Минусинске — не менее двух постов (фактически один) при численности населения 69 439 человек.
По итогам обсуждения депутаты составили документ с рекомендациями для краевого правительства по разработке концепции экологической политики Красноярского края до 2025 года и утвердить ее уже в этом году.
Для этого необходимо провести работу по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух основных промышленных центров края. Также для эффективной системы государственного мониторинга окружающей среды следует рассмотреть возможность внесения изменений в ведомственную целевую программу «Охрана окружающей среды на 2012—2014 годы». В частности, необходимо предусмотреть в 2012 году увеличение финансирования мероприятий по расширению сети территориальной системы наблюдений за состоянием атмосферного воздуха и водных объектов в промышленных центрах и зонах интенсивного промышленного освоения края. Прежде всего речь идет о таких городах, как Ачинск, Красноярск и Норильск. Также предложено увеличить количество постов наблюдения, расширить перечень определяемых вредных веществ.