Мир вещей
Красноярский одежный ретейл практически восстановился после кризиса. Постепенно в город приходят новые игроки и бренды, однако никаких прорывов в ближайшее время в отрасли не ожидается. Для интенсивного развития в столице края не хватает торгово-развлекательных центров, которые, в основном, и обеспечивают рост рынка одежды.
Красноярский одежный ретейл практически восстановился после кризиса. Постепенно в город приходят новые игроки и бренды, однако никаких прорывов в ближайшее время в отрасли не ожидается. Для интенсивного развития в столице края не хватает торгово-развлекательных центров, которые, в основном, и обеспечивают рост рынка одежды.
Будущее — за масс-маркетом
По данным консалтинговой компании Esper-group, объем рынка одежды в России в 2011 году составил 54 млрд долларов. При этом на докризисный уровень он вернулся еще в 2010 году и сейчас идет в рост, в среднем — на 8% в год. На долю масс-маркета готовой одежды приходится 30,5 млрд долларов, это 56,5% от общего оборота рынка.
В Красноярске ситуация мало отличается от общероссийской. Если предположить, что в год среднестатистический красноярец тратит на одежду 30 тыс. рублей, то объем местного рынка можно оценить в 18 млрд рублей. Ежегодный прирост, по оценкам экспертов, колеблется в пределах 15—25%. И местному рынку одежного ретейла есть куда расти. По прогнозам, драйвером роста станет повседневная одежда сегмента масс-маркет.
— Я считаю, что активнее всего будет развиваться рынок функциональной одежды низшего ценового уровня, — рассказывает замдиректора компании «Ле Рой» (магазин Mexx), в прошлом — владелец самой крупной красноярской сети одежных магазинов Алексей Грузиненко. — Но это будет уже не китайский базар, а цивилизованный рынок.
Согласен с этим и Иван Санников — маркетолог компании «Мир спорта», которая представляет такие бренды, как Tommy Hilfiger, Bogner, Emporio Armani EA7, Tatuum, Motivi, Naf Naf, Nike, а также имеет свой дисконтный центр:
— Все исследования говорят о том, что в первую очередь станет развиваться фэшн-направление сегмента масс-маркет. И это чувствуем не только мы, но и международные бренды. Например, компания Nike сейчас немного изменила свою концепцию. Раньше одежда этого бренда была ориентирована прежде всего на спортсменов. А теперь основным покупателем марки стали люди, которые носят спортивную одежду в повседневной жизни.
Наименее развитым в Красноярске считается сегмент детской одежды. Однако игроки рынка не видят будущего за этим направлением. Чтобы в магазине был представлен ассортимент на большую возрастную группу (допустим, для ребят 3—7 лет), нужны огромные торговые площади, аренда которых вряд ли окупится. Делать высокую торговую наценку тоже бессмысленно: пока родители не готовы переплачивать за детские вещи.
— Взрослые и детские вещи стоят примерно одинаково, — объясняет директор магазинов Tom Tailor, Incity, «Твое» Наталия Медникова. — Но если мама одевается, например, в магазине уровня «средний плюс», то для ребенка она будет приобретать более дешевые вещи. Родителям и психологически, и материально трудно покупать одежду себе и малышам по сходной цене.
Невидимая конкуренция
Говорить о доходности одежного бизнеса все наши собеседники отказались, намекнув на то, что «рентабельность есть, и она неплохая». Хотя порог вхождения на рынок сегодня достаточно высокий. В среднем, на обустройство одного квадратного метра магазина тратится около 30 тыс. рублей. Соответственно, открытие небольшого отдела масс-маркет-бренда обойдется не менее чем в 3 млн рублей. На средний по площади магазин премиальной марки потребуются инвестиции в размере уже 5—7 млн рублей.
Издержки ретейлеров связаны в первую очередь с арендными платежами, размер которых зависит от многих факторов (например, популярность бренда).
По мнению Алексея Грузиненко, проект будет успешным, если арендные платежи составляют 15—17% от общих доходов. Когда аренда отнимает 18—22%, то почти вся прибыль уходит на покрытие этих расходов. А в случае, если на аренду тратится более 25%, — магазин будет убыточным. Наталия Медникова не скрывает, что в ее магазинах аренда отнимает больше 15% дохода, однако о закрытии отделов речь не идет. И такое положение дел, вероятнее всего, характерно для многих красноярских магазинов.
При этом далеко не все игроки рынка ощущают конкуренцию. Насколько острая борьба за клиента сегодня в Красноярске, мнения экспертов кардинально расходятся.
— Мы очень остро ощущаем конкуренцию с китайскими рынками, — говорит Иван Санников. — Некоторые подделки невозможно отличить от оригинала, и люди выбирают то, что подешевле. Самый наглядный пример: зимой почти каждый день в магазины Nike приходили клиенты и спрашивали кроссовки с мехом. А Nike такие вообще не выпускает! Рынки отреагировали быстрее на потребности клиентов и стали предлагать им дешевый и некачественный, но востребованный товар. Бороться с этим почти невозможно. Чтобы люди осознали, что покупать вещи в фирменных магазинах выгоднее, чем на рынках, должно вырасти новое поколение. Нынешнее поколение живет со стереотипом: «На базаре все дешевле», а это уже давно не так.
Не согласен с коллегой владелец магазинов Levi’s, Betty Barclay, S. Oliver, Calzedonia, Steilmann Роман Сальников:
— У нас разные категории покупателей с рынками. Для тех, кто ходит в торговые центры, цена далеко не всегда является определяющим фактором при покупке одежды. Я считаю, что в первую очередь покупателей торгового центра или фирменного магазина интересует бренд, предлагаемый ассортимент, комфорт при покупке. Стоимость вещи является уже конечным фактором при принятии решения о покупке. Безусловно, есть большое количество подделок, например, джинсов Levi’s, продающихся на рынках и, что более неприятно, в магазинах нашего города. Проведенный нами рейд в прошлом году выявил эти нарушения. Однако их влияние на наши продажи незначительно. Хотя, конечно, рынки подделок формируют спрос, который мы не в состоянии удовлетворить. Допустим, утепленные джинсы: в ассортименте компании Levi’s их не существует, однако подделки на рынках с логотипом Levi’s присутствуют. Но если бы покупателей интересовала только цена, никто бы не пришел и не спросил у нас этот товар, так как подделка однозначно дешевле. Покупатель предпочитает приобретать именно фирменный товар.
Наталия Медникова опасается других, невидимых конкурентов.
— Сейчас активно развиваются интернет-магазины, и, я думаю, вскоре они могут составить серьезную конкуренцию оффлайновым, — рассказывает она. — Когда цены на вещи сопоставимы, клиенты зачастую предпочитают делать покупки, не выходя из дома. А что касается рынков… Люди сегодня ценят комфорт и не готовы ради 50 рублей экономии гулять под дождем или снегом, примерять вещи в каких-то закутках. Советское время безвозвратно ушло.
Уход с улиц
Сегодня в Красноярске не представлено большое количество международных брендов. Причину этого абсолютно все эксперты видят в том, что в городе не хватает крупных торгово-развлекательных центров, где бы могли разместиться новые магазины.
— Чтобы пришли новые бренды, в Красноярске нужно перераспределить площади, так как сейчас два основных ТРЦ расположены совсем рядом друг с другом. Только в случае открытия новых торговых центров федерального масштаба, достаточного удаленных друг от друга, появится конкуренция между торговыми центрами и, соответственно, возможности для более быстрого развития одежного сегмента бизнеса, — считает Роман Сальников.
Главной торговой площадкой в городе является ТРЦ «Планета», чья общая площадь составляет более 100 тыс. кв. метров. Неподалеку от «Планеты», тоже в Советском районе, работает ТРЦ «Июнь», занимающий четыре этажа (плюс цоколь) и 75 тыс. кв. метров. Также в тройке лидеров — «Торговый квартал на Свободном», самый первый ТК в городе, который открылся более десяти лет назад. Все остальные комплексы — районного масштаба.
— Я считаю, что два-три новых торгово-развлекательных центра Красноярску бы не помешали, — считает Алексей Грузиненко. — Для них бы точно нашлись арендаторы, наверняка пришли бы федеральные игроки, открыли бы новые магазины сети. Сегодня все понимают, что посещение ТРЦ — это способ досуга для людей, и есть прямая зависимость: чем больше времени человек там проведет, тем больше денег он потратит. Даже ширина коридоров в современных комплексах просчитывается таким образом, чтобы люди могли там гулять. А сегодня у нас только один такой центр — «Планета». Конечно, там огромная проходимость, но для определенной группы покупателей это уже проблема: мало кто хочет толкаться локтями, стоять в очереди в примерочную.
На правом берегу Енисея современных торговых центров нет вовсе, и жители сразу трех районов (Свердловского, Кировского, Ленинского) являются потенциальной аудиторией для нового комплекса, который здесь могли бы построить. Еще с советских времен на проспекте «Красноярский рабочий» остался торговый центр «Красноярье», и сейчас он работает как магазин непродовольственных товаров шаговой доступности. Эксперты уверены: если найдутся инвесторы, которые модернизируют здание, комплекс будет пользоваться спросом и у покупателей, и у арендаторов. Все предпосылки для этого есть: большая площадь перед входом, которую можно использовать под парковку, несколько кафе для фуд-корта.
Впрочем, как минимум один новый комплекс в ближайшее время в Красноярске все же появится. Это будет законсервированный сейчас ТРЦ «Огни».
— Мы планируем открыться к осени, — говорит руководитель коммерческого отдела компании-девелопера «Строинрос» Александр Дудин. — Сейчас мы ждем конечного решения от «Ашана», который, как ожидается, станет якорным арендатором. Также в «Огнях» появятся одежные бренды, прежде не известные в Красноярске. Основной упор будет сделан на марки сегмента масс-маркет, запускать премиум или люкс-галерею мы не планируем. Станет ли открытие нашего ТРЦ толчком для рынка — пока неизвестно, но потребитель от этого в любом случае выиграет.
Что касается отдельно стоящих магазинов средней ценовой категории, то они сегодня находятся на грани исчезновения, так как не в состоянии конкурировать с большими комплексами.
— Все ретейлеры хотят попасть в крупный торгово-развлекательный центр, потому что только таким образом сегодня можно обеспечить большую проходимость, — считает Иван Санников. — Это одновременно очень сложно и очень выгодно. У нас есть свои магазины уровня масс-маркет в «Планете», «Июне», «ТК на Свободном» и отдельно стоящие Nike и Tommy Hilfiger. Последний размещается не в ТРЦ только потому, что относится к премиальному сегменту, а тут уже действуют иные законы.
Как бы то ни было, но стрит-ретейл не умирает: как и прежде, на центральных улицах города будут располагаться магазины премиальных и люкс-брендов. Как правило, клиенты в такие бутики попадают не случайно, а приезжают специально, к тому же они требуют к себе особого отношения, тишины и спокойствия, которые почти невозможно обеспечить в торгово-развлекательном центре. Более того — уходить с улиц дорогим магазинам попросту некуда. Галерей, где бы размещались исключительно премиальные и люксовые бренды, ни в одном из красноярских ТРЦ нет. А соседство с дешевой маркой многие магазины попросту не устраивает.
Без эмоций
Кризис 2008 года и последовавший за ним обвал рынка одежного ретейла сказались на покупательском поведении. Люди стали совершать меньше эмоциональных покупок, многие приходят в магазин уже с заранее определенным планом, что нужно купить и на какую сумму.
— Сейчас идет активный пиар кризиса, — объясняет Наталия Медникова. — И клиенты, которые смотрят телевизор, читают новости в Интернете, просто боятся тратить лишние деньги на себя.
Кроме того, разбалованные распродажами и большими дисконтами, покупатели часто не готовы платить полную стоимость товара и для этого находят компромиссные решения.
— Почти в половине наших магазинов мы отмечаем такую тенденцию: люди стараются найти изъян на понравившейся вещи и на кассе потребовать скидку, — сетует Иван Санников. — Появилась целая группа людей, которые считают неправильным и даже странным покупать одежду без скидки.
Наталья Алексеева / иллюстрации Сергей Орехов, журнал "Сфера влияния" №8 (046)