Сложная обстановка
Мебель экономкласса пользуется все большим спросом на красноярском рынке. Покупателей не останавливает даже ее низкое качество.
Мебель экономкласса пользуется все большим спросом на красноярском рынке. Покупателей не останавливает даже ее низкое качество.
Кризис в рост
Первые мебельные бизнесмены стали появляться в Красноярске и крае на заре становления капитализма — в начале 1990-х годов. Говорить о сколь-либо серьезных объемах производства в тот момент не приходилось. Становление рынка происходило стихийно — серьезных инвестиций предприниматели не могли себе позволить. Бизнес строился и расширялся на деньги от продажи собственных автомобилей, квартир и прочей собственности. Благо спрос на мебель в тот период сильно превышал предложение — мебель зачастую раскупалась еще в заготовках, не доходя до складов.
Такая динамика потребления позволила мебельщикам довольно быстро — буквально к концу ХХ века — в разы нарастить объемы производства и выйти на новый уровень работы. Именно этот период, по оценкам экспертов, и можно в полной мере считать началом конкуренции местных производителей мебели с представителями отрасли из других регионов и даже стран.
С тех пор оборот этого рынка растет постоянно. Вот и в 2011 году по сравнению с 2010-м он подрос на 18%, составив 4,5 млрд рублей, из которых 2,8 млрд пришлось именно на местную мебель. Эксперты объясняют такой рост укреплением покупательской уверенности на посткризисном пространстве, которое приводит к тому, что начинает реализовываться сформировавшийся в кризис отложенный спрос.
Правда, свои коррективы в рынок 2008—2009 годы все-таки внесли.
— До кризиса, — вспоминает председатель гильдии мебельщиков Красноярского края Юрий Макаренков, — основной спрос на мебель находился в среднем ценовом сегменте. Дешевые же ее образчики из так называемого экономсегмента интересовали лишь 20—25% покупательской аудитории. Сегодня же его доля вплотную приблизилась к 45%, потеснив производителей мебели среднего класса.
В результате изменения структуры спроса начала изменяться и сама структура рынка по игрокам — количество так называемых гаражных мастерских стало стремительно расти.
Это объясняется еще и тем, что, по словам экспертов, вход в этот сегмент рынка достаточно дешев — 5—10 тыс. рублей на покупку оборудования и материалов. К тому же они таковы, что, например, проклеивание и кромкование некоторых деталей можно вполне сделать простым утюгом.
Да и в рекламу «гаражникам» вкладываться не приходится — «сарафанное радио» вполне справляется с задачей распространения информации, особенно когда ценник на идентичные образцы мебели в два-три раза ниже.
Алле, гараж...
С одной стороны, такое распространение малых форм мебельного производства — это неплохо, как минимум это рабочие места. Но с другой...
— Гаражные мастерские сильно мешают работать и развиваться более-менее крупным игрокам, — говорит генеральный директор фабрики «Нильс» Сергей Петровский. — Дело не в том, что они оттягивают долю покупателей — здесь они не конкуренты более крупным производителям, — а в том, что низким качеством своей продукции подрывают доверие к другим производителям мебели.
Гаражная мастерская не в состоянии применять современные материалы и технологии мебельного производства — у них просто нет денег на покупку всего этого. В результате они применяют материалы не лучшего качества.
А уж про технологии и говорить не приходится, недаром они называются «отверточными».
— Говоря о гаражных мастерских, — говорит Макаренков, — не стоит, однако, забывать, что все сегодняшнее крупное мебельное производство начиналось именно с этих форматов. Гараж — это только начало. Потенциал же людей, начинающих такой бизнес, достаточно велик, просто нужно подвести их к мысли о наращивании производства и дать такую возможность.
Фабричная подмена
Полагать, что все «гаражники» стремятся (не говоря уж о «могут») перейти к более крупным форматам производства, пожалуй, было бы неверно. Конечно, на первый взгляд, фабрикам живется легче — они берут свое валом (порядка 70% всей производимой в Красноярске мебели приходится именно на фабрики). Однако и издержки их высоки. Приходится вкладываться в оборудование, технологии и персонал. Плюс к этому сезонность спроса, которая приводит к тому, что полгода — с января по июнь (пик продаж приходится на ноябрь-декабрь) — фабрики работают практически полностью на склад, ведь сбыт в «мертвый» сезон снижается почти вдвое.
— Для того чтобы выжить в этот период, — говорит Макаренков, — фабрикам приходится аккумулировать изрядную долю прибыли, не пуская ее в дело, для того чтобы удержать производство на необходимом уровне.
Еще одна фабричная проблема — это кадры. Эксперты были единодушны — принять на работу выпускника пусть даже специализированного учебного заведения и сразу доверить ему некий участок производства невозможно. Приходится доучивать на предприятии.
— Причина в том, что учебные заведения не учитывают текущий уровень развития технологий и состояние производств, — говорит Макаренков. — Интересно и то, что при существующем дефиците кадров карьерный рост может быть очень стремительным. Было бы желание учиться и работать. Только вот есть это желание, как правило, лишь у одного из десяти.
К тому же приходится самостоятельно организовывать сбыт. Причем опт на сегодня — не вариант.
— За время кризиса оптовик избаловался, — считает Петровский, — он теперь согласен брать только самую дешевую мебель. Да и ту чаще всего под реализацию.
Второе — это маржа, которая в оптовом звене колеблется от 1 до 10%, больше оптовики просто не дадут.
Такое поведение оптовиков, наряду с растущим спросом на мебель экономкласса, уже привело к тому, что ряд мебельных фабрик переформатировался в сторону производства именно этой продукции. Некоторые же, как рассказал один из экспертов, пожелавший остаться неназванным, при сохранении выходных цен просто перешли на более дешевые материалы и механизмы, чем несколько увеличили свою рентабельность в опте, правда, при потере качества.
— В результате, — говорит эксперт, — рынок оказался завален дешевой и некачественной мебелью. Причем не только в нашем регионе. Мы сегодня сталкиваемся с тем, что, например, иркутяне готовы брать нашу мебель, но только при условии, что нигде не будет фигурировать Красноярск как место ее изготовления, потому что в противном случае ее никто не купит.
Одинаковые конкуренты
— Единственным верным способом выжить и развиваться, — говорит Сергей Петровский из «Нильса», — является развитие собственной розницы, ведь здесь маржа много выше, чем в опте, и она вполне покрывает все издержки, связанные с организацией розницы. По большому счету, только те, кто ее имел, и смогли выжить в кризис, не уронив качества своей продукции.
Мебель таких фабрик на сегодня вполне конкурентоспособна на российском рынке. Дело в том, что используемые материалы, фурнитура, станки и прочее оборудование — все это примерно одинаково по всей стране. Технологии производства унифицированы. Организация производства тоже на высоте. Красноярские мебельные фабрики, как и их конкуренты из других регионов, идут по пути снижения производственных издержек, внедряют модели бережливого производства, стараясь получать меньше отходов и брака, которые, кстати, ложатся на себестоимость.
— Таким образом, — уверен Макаренков, — продукция ведущих красноярских производителей мебели по качеству не уступает, а порой и превосходит мебель, поступающую на наш рынок из других регионов.
С импортом ситуация похожа. Традиционно считается, что мебель из-за рубежа много лучше и качественнее отечественной, не говоря уж о местной. Однако прежде чем сделать выбор в пользу иностранного, допустим, дивана, стоит учесть, что таможенные процедуры и транспортное плечо способны сильно сказаться на его цене.
— В результате зарубежная мебель аналогичного нашей качества будет стоить почти вдвое дороже, — объясняет Макаренков. — Иначе говоря, если два относительно одинаковых дивана — один наш, другой импортный — имеют примерно равную цену, можно смело говорить, что качество последнего окажется заведомо хуже.
Есть и другой путь развития производства. По нему, например, пошла мебельная фабрика «Ластория», начав изготавливать мебель не только типовой конфигурации, но и индивидуальной. То есть, по сути, открыв на мощностях фабрики еще и ателье.
— Всегда есть категория покупателей, которой чего-то не хватает в серийной мебели, — говорит директор фабрики «Ластория» Юлия Ступина, — и ее размер не мал. Именно для привлечения этих покупателей мы и открыли свое ателье, что довольно быстро позволило нам нарастить объемы производства и оборот. Да к тому же этот шаг отчасти избавил нас от конкуренции с федеральными игроками, ведь теперь мы можем предложить покупателю то, что на 100% соответствует его желаниям.
Конкурировать на красноярском мебельном рынке сегодня вообще стало довольно сложно. Причина, меж тем, не в силе игроков, а в унификации предложения — в магазинах хоть и представлена продукция разных производителей, на зачастую она отличается лишь некими деталями, например, строчкой, фурнитурой или вовсе просто цветом.
— В смысле ассортимента красноярский мебельный рынок вообще очень серьезно недонасыщен, — говорит Ступина, — чего не скажешь о количестве игроков — их уж слишком много (по оценкам Красноярской гильдии мебельщиков, на сегодня в Красноярском крае работает около 800 мебельных производств различного масштаба. — «СВ»).
Спрос на премиум-мебель также вряд ли сегодня можно назвать удовлетворенным.
— Нам на сегодня рынок Красноярска гораздо интереснее, чем даже Новосибирска, — говорит официальный представитель фабрик VERONA Mobili и Roybosh, производящих именно мебель премиум-класса, Ксения Лапенкова, — поскольку здесь гораздо больше сбытовой потенциал — премиум-мебель представлена достаточно слабо.
Цена против качества
Однако, по мнению большинства экспертов, основным инструментом конкурирования на мебельном рынке Красноярска остается цена. Причина в том, что потребитель не владеет достаточной информацией о технологиях, материалах и прочих нюансах.
— К сожалению, качество проявляется только в момент использования, — говорит Петровский, — и не каждый покупатель способен с первого взгляда оценить преимущества хорошей мебели.
Вот и принимает он решение, основываясь на том, что ему понятно и известно, — на цене. И эта ситуация еще продержится какое-то время.
— В ближайшие годы фокус основного потребления вряд ли сместится от мебели экономкласса, — уверен Юрий Макаренков. — Благосостояние населения растет не так стремительно, чтобы ожидать существенного роста продаж мебели среднего класса, не говоря уже о премиальном.
Другие эксперты, однако, придерживаются иного мнения. Тот же Петровский считает, что люди все больше обращают внимание именно на качество приобретаемой мебели.
— В ближайшие несколько лет платежеспособный спрос переместится в средний сегмент и премиум, — говорит он. — Если раньше цена для потребителя играла первостепенную роль, то сейчас он обращает внимание на качество, комплектацию, дизайн и функциональность мебели и только потом — на цену. И этот процесс уже пошел: около 60 % наших покупателей сегодня — это люди, которые в кризис ушли в экономсегмент, но сегодня уже вернулись.
Того же мнения придерживается и Ступина.
— Покупатель сегодня становится все требовательнее к качеству мебели, — говорит она, — одной ценой его уже не возьмешь. Все уже «наелись» дешевой и некачественной мебелью. Конечно, еще находятся те, кто ориентируется исключительно по цене, но, во-первых, таких все меньше и меньше, а во-вторых, все чаще у продавцов стало получаться переориентировать его на выбор по качеству (раньше это было практически невозможно).
Евгений Волошинский / иллюстрации Сергей Орехов, журнал "Сфера влияния" №9 (047)