Красноярскому краю нужен новый закон о снижении рисков и последствий землетрясений
Все соответствующие документы, действующие на территории краю сегодня. уже устарели и требуют обновления, заявляют власти.
Депутаты Законодательного Собрания края в ходе очередного заседания сессии парламента в четверг, 24 мая, заслушали и обсудили информацию заместителя губернатора края Михаила Кузичева «О ситуации и мерах по повышению эффективности мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с сейсмическими событиями на территории Красноярского края».
«Наиболее сейсмически активными являются центральные и южные районы края, — сообщил Кузичев. — За последние 150 лет здесь произошло более 40 землетрясений с интенсивностью около 4 баллов. 27 муниципальных образований располагаются в зоне с сейсмичностью 6 баллов. На территории этих муниципальных образований проживает более 80% населения края, располагается большинство крупных инженерных сооружений, опасных объектов: ГЭС, ТЭЦ, ядерных и химических объектов, зданий и сооружений жилой инфраструктуры. В настоящее время в крае утвержден план мероприятий по совершенствованию системы оповещения, информирования и обучения населения Красноярского края. Однако данная система на сегодняшний день крайне устарела и требует совершенствования».
В ходе обсуждения правительственной информации депутаты краевого парламента констатировали, что повышение уровня защиты населения края от угроз чрезвычайных ситуаций, связанных с сейсмоактивностью региона и иными рисками природного и техногенного характера, является задачей, требующей решения.
Снижение рисков вследствие чрезвычайных ситуаций возможно исключительно на основе комплексного подхода, учитывающего научно обоснованное проектирование и возведение строений и сооружений, современные методы оперативного мониторинга сейсмической ситуации и устойчивости инженерных конструкций на всей территории края, качественное оповещение, информирование населения о порядке действий в экстренных ситуациях.
Существующая в крае мониторинговая сеть по контролю сейсмической обстановки, прогнозированию последствий сейсмособытий, система оповещения и информирования населения морально и технически устарели и не позволяют оперативно получать, анализировать и доводить необходимую в таких случаях информацию до жителей края.
Данные крупного сейсморайонирования, проведенные около полувека назад и применяемые в строительстве, не позволяют в полной мере оценить достаточность инженерных решений по обеспечению устойчивости проектируемых и строящихся в конкретных территориях края зданий и сооружений. Имеется насущная необходимость определения сейсмических допусков для каждой конкретной территории и каждого конкретного проекта, подчеркнул Михаил Кузичев.
Несмотря на наличие на территориях края существенного количества ветхих зданий, конструктивная устойчивость которых к сейсмовоздействию может вызывать обоснованные опасения, до настоящего момента в распоряжении органов исполнительной власти края и подведомственных им учреждений отсутствуют современные технические возможности по определению целесообразности немедленного выведения таких строений из эксплуатации в целях снижения риска чрезвычайных ситуаций.
Кроме этого до сих пор не реализована возможность постоянного наблюдения за реальным состоянием конструкций большепролетных сооружений с массовым пребыванием людей, несмотря на то, что ряд случаев нарушения целостности таких конструкций и даже их разрушения из-за воздействия внешних факторов уже зафиксирован в стране и крае.
Учитывая, что повышение уровня защиты населения края от угроз, связанных с сейсмоактивностью территории, является одним из важнейших условий устойчивого развития региона, Законодательное Собрание приняло постановление «О ситуации и мерах по повышению эффективности мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с сейсмическими событиями на территории Красноярского края».
Согласно документу предлагается разработать и утвердить соответствующую долгосрочную программу на 2013-2015 годы, увеличить финансирование сейсмического мониторинга в крае, обеспечить подготовку комплекта карт сейсмического микрорайонирования территорий Красноярска и 100-километровой зоны Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. Помимо этого планируется реконструировать краевую территориальную автоматизированную систему централизованного оповещения гражданской обороны Красноярского края и предусмотреть выделение денежных средств на создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер 112 в крае.