«Елена» Андрея Звягинцева как новая классика российского кино
Два параллельных мира, которые случайно пересеклись, показаны Звягинцевым правдиво и просто. Сдержанный, стильный и просторный дом Владимира. И аляпистая захламленная квартира, в которой живет сын Елены и его семья. Спокойствие и чистота противопоставлены суете и грязи. Классика — попсе. При этом детали, интерьеры и разговоры настолько реалистичны, что идут мурашки по коже. Это правда. Это наша жизнь. И это страшно.
После «Возвращения» и «Изгнания» работы Андрея Звягинцева воспринимаются как-то обособленно от современного русского кино. Там одно. Тут — другое. Серьезное, выдержанное, значимое.
Фильм «Елена» - это история взрослой семейной пары Елены и Владимира. Они из разных миров: он принадлежит к богеме, она — представительница пролетариата, привыкшая отказывать себе во всем. У обоих из них уже была другая семья и есть дети. У Елены — безработный сын, который не может прокормить свою жену и детей. У Владимира — дочь, холодная и безразличная ко всему, в том числе к отцу. Их жизнь течет и не изменяется, пока однажды у Владимира не случается сердечный приступ. Лежа в больнице, он решает изменить свое завещание и оставить большую часть денег своей дочери. Елену такое развитие событий не устраивает. И она решает отравить мужа таблетками...
Картина захватывает с самого начала и на протяжении всего фильма невозможно отвести взгляд от экрана. И потом еще долго в памяти всплывают случайные кадры из фильма, перенося в атмосферу увиденного.
Два параллельных мира, которые случайно пересеклись, показаны Звягинцевым правдиво и просто. Сдержанный, стильный и просторный дом Владимира. И аляпистая захламленная квартира, в которой живет сын Елены и его семья. Спокойствие и чистота противопоставлены суете и грязи. Классика — попсе. При этом детали, интерьеры и разговоры настолько реалистичны, что идут мурашки по коже. Это правда. Это наша жизнь. И это страшно.
Картину Звягинцева многие трактуют через произведения Достоевского. Мол Елена — это Раскольников в юбке. Тем самым снимается то самое кошмарное впечатление от ее поступка. По-моему, это неправильно. Миссия Раскольникова - избавить общество от старухи-процентщицы, женщины, которая зарабатывала на нуждах других, высасывая из людей последние соки. У Раскольникова была какая-то общественно-полезная идея. У Елены таковой нет.
Поступок Елены не может быть оправдан. Да, она мать, она заботится о своих детях, это можно понять. Пусть даже это люди мелочные, пошлые, не привыкшие самостоятельно чего-то добиваться в своей жизни. Но стоит ли ради них брать такой грех на душу? Разве это выход? И можно ли вот так просто распорядиться чужой жизнью?
Звягинцев не защищает и не осуждает своих героев. Он не дает им вообще никакой оценки, предлагая каждому для себя решить, где поставить запятую в приговоре «казнить нельзя помиловать».
С уверенностью можно сказать одно: это хорошее кино. Кино, которое вызывает сочувствие, заставляет думать, анализировать и что-то менять в своей жизни.
Автор: Анастасия Худякова