Фотовыставка Арно Фишера: снимок лишь ловит момент
В Красноярском культурно-историческом центре открылась ретроспективная выставка немецкого фотографа Арно Фишера, ставшего классиком довольного молодого вида искусства.
В Красноярском культурном центре открылась ретроспективная выставка немецкого фотографа Арно Фишера, ставшего классиком довольного молодого вида искусства.
Арно Фишер был человеком, отвергавшим всякую идеологию, но живший в то время, когда быть ни на чьей стороне оказалось крайне сложно – Берлин разделился, и волей-неволей пришлось находиться по какую-то из сторон стены. Серия «Ситуация Берлин» показывает весь накал страстей города: людей взволнованных, людей убежденных, людей любопытных, людей просто живущих, но так или иначе затянутых в круговорот "ситуации Берлин", которая коснулась каждого. Одновременно фотографии «объективны», отстранены, документальны. Фотограф не использовал постановок, никто специально не позировал для него, никаких нарочитых композиций не создавалось. В одном из интервью он сказал: «Снимок лишь ловит момент. Бывает непреодолимая тяга что-то зафиксировать». Весь мир Фишер воспринимал как композицию, из которой ты можешь взять лишь кусок. Но какой кусок ты возьмешь – от этого зависит, какое высказывание получится в результате. «Трещина в стене» - один из снимков серии - стал пророческим: в 1961 строится стена, и все меняется. Альбом с фотографиями, над которыми Фишер работал около 20 лет, так и остался неизданным – «Берлин больше не ситуация», а сама тема перестает его интересовать.
Для Фишера не было разницы, фотографирует он знаменитость или лифтершу. Его фотопортреты представляют людей в их сущности, имя уходит. Знаменитую актрису вы можете увидеть в ипостаси суперзвезды, артистки, тяжело работающей и просто женщины, спешащей на работу, но никак не в ипостаси «самой Марлен Дитрих».
Поляроиды Фишера составляют другую часть выставки и другой период его творческой жизни. Небольшие квадратики, фиксирующие невероятной красоты пожухшие цветы, пятна, фактуры и шланги для полива объединены по три в цельные предложения о секундных состояниях мира. Эти фотографии продолжают свойственный фотографу отказ от предвзятости и стереотипов. Никаких громких слов – просто грязное пятно, образующее своим растеканием узоры и просто веснушчатая спина какой-то женщины. В отличие от берлинской серии, эти кадры представляют собой полный уход от лиц, общественности и лозунгов во внутренний камерный мир человека.
О творческом методе Арно Фишера рассказал его ученик Андреас Рост, приехавший из Германии специально на открытие выставки и для проведения смотра портфолио фотографов. Принять участие мог любой желающий, чем и не преминули воспользоваться наши красноярские начинающие фотографы, пришедшие со своими работами. Андреас Рост в дружеской приятной атмосфере рассказал, что получилось, над чем надо еще поработать, дал много интересных советов и отнесся с большим вниманием к каждому.
Выставка организована совместно с Гете-институтом и Институтом связей с зарубежными странами ifa. Несмотря на то, что год Германии в России подходит к концу, обещают еще не один интересный проект. А черно-белые и цветные фото можно будет увидеть в залах Красноярского культурного центра до 20 января.
Автор: Анна Герасимова