Евгений Едимичев: «Надо учиться экономить»
Согласно федеральному закону «Об энергосбережении», до 2013 года все бюджетные учреждения должны пройти энергоаудит и зарегистрировать энергетические паспорта в Минэнерго РФ. Однако на сегодня это сделала только треть учреждений в стране, в том числе, и в Красноярском крае. И уже ясно, что к Новому году ситуация мало изменится. Почему в очередной раз исполнение федерального закона затягивается?
Реализация закона об энергосбережении идет со скрипом
Согласно федеральному закону «Об энергосбережении», до 2013 года все бюджетные учреждения должны пройти энергоаудит и зарегистрировать энергетические паспорта в Минэнерго РФ. Однако на сегодня это сделала только треть учреждений в стране, в том числе, и в Красноярском крае. И уже ясно, что к Новому году ситуация мало изменится. Почему в очередной раз исполнение федерального закона затягивается? Об этом мы побеседовали с и.о. генерального директора ОАО «Энергосервисная компания Сибири» Евгением Едимичевым.
- Евгений Николаевич, три года назад государство призвало всех потребителей в стране к экономии энергоресурсов. А выходит, что сами государственные учреждения не очень ревностно исполняют этот призыв. Почему так?
- Начнем с того, что об энергоэффективности начали говорить не три года назад, а гораздо раньше — первый закон «Об энергосбережении» вышел у нас еще в 1996 году. Федеральный закон № 261 от 2009 года, который вы имеете в виду, это уже вторая его редакция. Она принципиально отличается от первой тем, что в ней прописаны механизмы реализации закона и ответственность потребителей энергоресурсов за его исполнение. И, надо сказать, что государство действительно начало с себя. В законе четко сказано: каждое бюджетное учреждение до 31 декабря 2012 года обязано пройти энергетическое обследование и получить энергетический паспорт. Кроме того, учреждения должны принимать меры для ежегодного сокращения энергопотребления на 3%. Соответственно, к 2015 году оно должно сократиться на 15%.
Однако проблемы появились уже с самого начала. Стартовым для исполнения закона был определен тот же 2009 год. Однако закон был принят в ноябре, то есть, в конце года. Бюджеты учреждений на 2010 год были уже определены, и средств на исполнение ФЗ-261 в них не было заложено. Получилось, что целый год пропал впустую. В итоге, сейчас только 30% учреждений прошли энергоаудит.
- В красноярском департаменте городского хозяйства говорят, что проблема не только в нехватке денег. У нас сложно найти организацию, которая провела бы качественное энергетическое обследование.
- Организации есть. Их даже больше, чем нужно. Только на территории Красноярского края три саморегулируемых организации (СРО) энергоаудиторов, и в каждой по 70 членов. Проблема опять же в отсутствии денег и времени. В законе прописано, что учреждения, не успевшие в срок пройти энергоаудит, будут штрафоваться. Вот они и пытаются любыми способами пройти энергетическое обследование. Этим пользуются недобросовестные энергоаудиторы — на электронных аукционах они сбивают цену в десятки раз, а потом «на коленке» выписывают заказчику паспорт. Естественно, что о реальном обследовании речи не идет. Мне известны случаи, когда в учреждения звонили такие «энергоаудиторы» и предлагали энергетические паспорта буквально за 3-4 тысячи рублей. Наша компания и сама участвовала в одном аукционе в Бурятии, где начальная цена лота — 1,3 миллиона рублей была в итоге сбита до 60 тысяч рублей.
- Если о проблеме известно, почему она не решается на государственном уровне?
Изначально качество обследований должны были контролировать СРО, но сейчас уже Минэнерго берет ситуацию в свои руки. Например, введен обязательный отчет о проведении энергоаудита — в нем должны быть прописаны все мероприятия и расчеты, полученные в ходе обследования. Кроме того, ужесточается контроль за деятельностью СРО, разрабатывается система аттестации аудиторов. То есть, принимаются меры для того, чтобы убрать с рынка недобросовестных игроков.
- Законодателями был предложен еще один механизм для энергосбережения — энергосервисные контракты. Однако, насколько известно, он тоже пока не работает?
- Суть энергосервисного контракта заключается в том, что энергосервисная компания реализует для бюджетной организации энергоэффективные мероприятия, а возвращает свои расходы за счет экономии средств на энергоресурсы. Однако это механизм пока у нас не работает. Проблема в том, что энергосервисный контракт не был выделен в отдельный экономический инструмент. Проще говоря, не разработан законодательный механизм, по которому бюджетные организации перечисляли бы сэкономленные бюджетные деньги энергосервисным компаниям.
- Сплошные проблемы. Возникает ощущение, что закон принят, но не реализуется.
- Это не так. Работа идет, и возникающие проблемы попутно решаются. Что касается энергосервисных контрактов, то мы постоянно взаимодействуем с региональными, муниципальными властями. И ответная заинтересованность есть. Мы, например, очень плотно работаем с администрацией Курагинского района. Там для развития сельского хозяйства не хватает энергоресурсов, и глава района серьезно занимается вопросами энергосбережения. Они заинтересованы в развитии малой генерации — строительстве мини-ТЭЦ или мини-котельной. И готовы привлечь для этого частные инвестиции в рамках энергосервисного контракта.
- Закон «Об энергосбережении» касается не только государственных потребителей энергосресурсов. Как он реализуется в частном бизнесе и на бытовом уровне?
- Пожалуй, бизнес на сегодня более остальных потребителей заинтересован в повышении энергоэффективности. Это и естественно: каждый собственник всегда старается сократить издержки. Я знаю много предприятий и компаний, которые постоянно пытаются внедрять различные энергосберегающие технологии. То есть, делают все, чтобы как можно меньше зависеть от большой генерации, поскольку понимают — рост энерготарифов неизбежен. Поэтому собственники частного бизнеса наиболее охотно откликаются на наши предложения.
- Какова ситуация в ЖКХ?
- Что касается сферы ЖКХ и в целом реализации закона на бытовом уровне, то тут все гораздо сложнее. Законом определено, что ТСЖ и управляющие компании должны в обязательном порядке заниматься энергосбережением и «просвещать» в этом отношении каждого жителя — проводить собрания, вывешивать информацию, памятки и т.д. Но вы сами знаете, как это все реализуется. Два года у нас говорилось об установке общедомовых приборов учета тепла, но люди так и не вняли. Что мы имеем в итоге? Сейчас энергоснабжающая организация имеет право на установку приборов учета энергоресурсов с последующей компенсацией стоимости работ и оборудования в срок до пяти лет. А, как все мы понимаем, платежи, растянутые во времени, обходятся нам гораздо дороже. И если жильцы не захотят компенсировать стоимость прибора, то у поставщика энергоресурсов теперь есть право по суду взыскать деньги. Дождались, что называется... Пока стоимость энергоресурсов у нас не настолько высока, чтобы люди были заинтересованы в их экономии. Но все может измениться уже в скором будущем, поэтому экономить надо учиться сейчас. Формирование бережливого отношения населения к энергоресурсам — это не популизм, а реальное требование современного мира. И когда мы это поймем — жить будет дешевле.
Алексей Хитров