Итоги арт-года 2012
Очень бурно прошел 2012 год для художников, любителей искусства и третьей, выставляющей стороны. За эти 366 дней прошло около сотни выставок с шампанским на открытии и без оного, с мировыми именами и теми, которые еще только предстоит вписать на страницы истории искусства.
Вот и подходит к концу очередной, 2012, год. Подводят итоги и в художественной сфере: администрация сдает годовые отчеты, предприниматели спешат в налоговые, а Афиша опять публикует топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве. Мы предлагаем подвести итог художественной деятельности Красноярска, а показателем выбрать выставочные проекты.
Большой и светлый Экспоцентр «Сибирь» вместил в себя за этот год рекордное для него количество художественных выставок: отчетную выставку Союза художников «Век XX-XXI», юбилейную экспозицию Академии художеств, проект «Красный проспект – проспект Мира» и ежегодный проект, организуемый самим Экспоцентром – Арт-Красноярск. Надо заметить, что «Сибирь» явно отвоевала у Mix-Max`a роль самой подходящей для больших художественных проектов площади. Выставки здесь каждый раз получаются что надо – много света, можно показать картины любого размера, задействуются хранилища музеев, организаторы от Союза, Министерства и Академии подготавливают каждую выставку с большой тщательностью, держат высокую планку профессионализма. К тому же, в "Сибири" часто проводятся бесплатные экскурсии. Получается – по высшему классу. Чего не скажешь об Арт-Красноярске. Уже третий по счету проект превращается в ярмарку рукоделия. Конечно, никто не ориентируется на Арт-Майами и не ждет успеха существующей уже более десяти лет Арт-Перми, но странно продираться сквозь шали и амулеты, чтобы посмотреть на обещанные произведения искусства. Но, в общем и целом, «Сибирь» имеет все шансы через лет десять быть переименованной из международного выставочно-делового центра в международный художественно-выставочный.
Активно начал функционировать Художественный музей имени Сурикова после вступления на должность нового директора Марины Москалюк. Музей за год показал несколько выставок, каких Красноярск давно не видел: редкости из стран Востока в рамках фестиваля ATF, нашумевшего на весь город, «Море. Солнце. Крым» из собрания Ярославского художественного музея, «Драгоценные узоры» - золотые изделия, привезенные из Государственного исторического музея в Москве. И это только часть всего, что организовал музей за 2012 год. А вот что не изменилось – так это нежелание людей посещать это государственное учреждение, каких бы чудес не привозили на показ.
В Красноярском культурно-историческом центре в этом году продолжается практика экспонирования репринтной графики художников с мировым именем – Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Рене Магритт... К тому же порадовали фотовыставки Грега Гормана и Арно Фишера. А вот на Музейные ночи я перестала ходить – очень дорого для простой студентки. Музейный центр показал проекты этнографические, дал возможность выставиться красноярским художникам, не принадлежащим ни к каким объединениям, например, Василий Словнов и Александр Левченко и даже совсем молодым художникам. Однако, самый нашумевший проект года, бесспорно, «Неизвестная страна художников», включивший в себя скандальную выставку Марата Гельмана «Родина». Очень символично расположенная в здании бывшего музея В.И. Ленина, она, к сожалению, больше заинтересовала всех с точки зрения вопроса цензуры.
Об Академии художеств: столько выставок удивительных художников России – Зураба Церетели, Анатолия Левитина, Германа Паштова, Сергея Лазарева и не только – и такая печальная посещаемость. Молодое поколение предпочитает обходить Академию стороной. А зря – искусство там не менее современное, чем в уже упомянутом Культурно-историческом центре, а шанс увидеть то, что отношения к искусству имеет мало, в этом выставочном пространстве стремится к нулю.
Традиционно в Доме Художника деятели искусства персональными выставками отмечают юбилейные даты: Николай Рыбаков, Александр Волокитин, Виктор Воронов. А вот ежегодную выставку керамики «Сибирская радуга», возможно, пора перевести в ранг биеннале: несмотря на то, что выставка проходит в самом конце года, далеко не на всех этикетках значится 2012 год.
Ни одной частной галереи, к сожалению, открыто не было. Зато «Арт-галерея Романовых» и «АйнАрта» не только продолжают выставочную деятельность, но и развиваются. Галерея на правом берегу показывает художников города, других регионов и участвует в крупных международных проектах, не только показывая городу зарубежное искусство, но и популяризируя сибирскую кисть за границей.
Маленькое помещение на проспекте Мира, Дом искусств, исправно выставляет картины членов Союза художников. Рисунки Евгения Толмашова, живопись Виталия Зотина и Юлии Ивановой смогли увидеть те, кто знает, как найти это учреждение.
А вот молодым начинающим художникам повезло меньше – проект «Арт-Старт» приостановил свою деятельность. Зато Художественный институт праздновал свое 25-летие и занял сразу несколько городских площадок, показывая живопись, графику, керамику и дизайн своих выпускников. Залы Музея имени Сурикова, например, скорее напоминают экспериментальную мастерскую модных предметов интерьера, чем скучную ученическую выставку.
Очень бурно прошел 2012 год для художников, любителей искусства и третьей, выставляющей стороны. За эти 366 дней прошло около сотни выставок с шампанским на открытии и без оного, с мировыми именами и теми, которые еще только предстоит вписать на страницы истории искусства.
Автор: Анна Герасимова